51. Вопр. Как укреплять и ободрять себя в борьбе против вражиих востаний?
Отв. "Первое укрепление себя в подвиге и борьбе внутренней, - укрепление, во
всех Писаниях указанное, в том состоит, чтобы, когда сильно будем ратуемы
лукавыми помыслами, не возмалодушествовать, и не уныть, и не остановиться,
и не прекратить дальнейшаго течения своего на пути подвига. Хитрость злобы
диавольской влагает в нас, когда поражаемся от скверных помыслов, стыдение,
удерживающее нас воззреть к Богу в чувстве покаяния и вознести против них
моление. Но мы да побеждаем их всегдашним покаянием и непрестанною
молитвою, и не дадим плещи [плечи, тыл] врагам нашим, т. е., да не обратимся
вспять, хотя бы на каждый день по тысящи ран принимали от них. Решимся в
себе самих даже до смерти никак не оставить живоноснаго сего делания. Купно
с искушениями или после, ниспосылается нам сокровенно посещение милости
Божией".
52. Вопр. Чем еще преподобный Нил ободряет искушаемых?
Отв. "Тем, что, как говорит Святый Исаак, не только нам, страстным и
немощным, приключаются мысленныя падения, но и тем, кои стоят на высокой
степени чистоты, и кои, предохранением (мышцею) разума Господня, проводят
жизнь свою в достоблаженном безмолвии; за искушением же им даруется
вкусить мир, и утешение, и помыслы целомудренные и тихостные. О, сколь
часто человек бывает немощен, и в немощи и безсилии своем поражаем и повергаем долу! Но когда он же исторгает знамя из рук сильнаго врага, то имя
его провозглашается пред всеми; он превозносится пред сподвижниками своими
и пред прочими отличившими себя в брани, и приемлет венец и дары
драгоценные, преимущественно пред всеми своими сверстниками.
Вот как Святые ободряют нас и удаляют от ума нашего всякое сомнение, дабы
мы в борьбе мысленной, во время смущения от наносимых скверных помыслов,
не ослабели и не ниспали в отчаяние!"
53. Вопр. Какое предостережение внушает преподобный Нил на случай
благодатнаго посещения?
Отв. "Когда удостоишься посещения благодатнаго, не обезпечивайся, т. е. не
предайся безпечности, ниже превозносися; но смиренно обратись к Богу:
благодари Его, и приведи на память согрешения, содеянныя тобою, по
попущению; - помяни, как глубоко ниспадал ты тогда, и какой был тогда у тебя
ум несмысленный (скотский); размысли об окаянстве естества своего; перечисли
все нечистые помыслы, и те скверные идолы, которые наполняли душу твою,
когда охладевала она без теплоты благодатной; представь тот час смущения и
безчинства помыслов, который постиг тебя не задолго пред сим, при омрачении
твоем; вспомни, как скоро и внезапно уклонился ты на сторону страстей и
услаждался ими, погрузись во тьму умом своим. И все сие воспоминая, кайся и
укоряй себя".
54. Вопр. С какою целию Господь Бог вводить нас во искушение, или оное
попускает?
Отв. С благотворнейшею и спасительною. "Разумей, говорит преподобный Нил,
что все сие промысл Божий наводит на нас для того, чтобы нас смирить." Вот
что и блаженный Григорий Синаит сказал о сем: "ежели человек не будет
побеждаем и поражаем, одолеваясь всякою страстью и помыслом; если он не
примет ран от духа злобы, не обретая помощи ни от дел, ни от Бога, и от иного
чего либо, так, что во всем утесненный, едва не приходит в состояние
безнадежности: то он не может сокрушиться и смириться до того, чтобы
поставить себя ниже всех, счесть себя последнейшим рабом пред всеми, и даже
худшим самых бесов, так как от них он стужаем и побуждается.
Промысл Божий, в благоустроении своем, вводящем человека в смирение, за
коим следует всегда возвышение от Бога, и то имеет целию, чтобы даровать ему
Божественную силу, действующую и совершающую в нем все, - его, как орудие
свое (и сосуд) употребляющую и чрез него чудеса Божия производящую.
Внимай сему со страхом: ежели не смиришь мудрование свое, то благодать
оставит тебя, и ты, конечно, побежден будешь в том, в чем искушаем был от
находящих помыслов. Ибо твердо стоять в добродетелях сам собою не можешь.
Это есть дело благодати, которая носит тебя, как мать свое дитя, (*) на руках
своих, сохраняя тебя от всякой сопротивности.
Крайне надобно опасаться, чтобы нам самим не подать повода к укреплению
возстающих на нас лукавых помыслов, (что бывает в таких случаях, если
станем проходить путь Божий неправо, неусердно и превратно).
Со многим убо усердием и тщанием, да жительствует и, сколько есть силы, да
подвизается, во всем согласно с божественным Писанием, все во смирении
благочестно исполняя, тот, кто желает совершенствоваться в любви Божией,
истинно спастися и творить дело Господне, всегда с ревностию, без разленения и
разслабления".
(*) Эта чудная мысль, хотя и не указано здесь, откуда она взята,- принадлежит
блажен. Августину. Обращаем внимание на это обстоятельство для того, чтобы
читатель знал, что уставь блажен. Нила, при его духовном насыщении
писаниями Отцев и церковных учителей, даже и в тех местах дышит их
сладостию и помазанием, в которых имена Отцев не приводятся.