Преподобный Нил Сорский принадлежит к разряду великих отцев древней
отечественной Русской Церкви.
Он родился в 1433 году. Место его рождения царствующий град Москва. По
фамилии родителей, он прозывался Майков. Быв сперва послушником, преп.
Нил пострижен в монашество в Кирилло-Белозерском монастыре. После
принятия иноческаго, паче же рещи, ангельскаго образа, блаженный Нил
ревновал всецело посвятить себя Господу. Он был великий постник, удалялся от
всяких мирских знакомств и сопpикocнoвений, во-всем старался подражать
древним святым отцам и пустынникам, ища себе руководства и наставлений
столько же в жизни, сколько и в их писаниях.
В XIV и XV веке сношения Poccии с православным востоком совершались
довольно свободно и безпрепятственно. Pyccкие иноки во множестве посещали
восток. Особенно привлекали на себя их внимание обители Св. горы Афонской.
Там процветало и приносило обильные плоды духовной жизни, так называемое,
умное делание. Многие из тогдашних подвижников Афона опыты своей духовной
жизни раскрыли в писаниях, отчасти собранных у нас в книге: Добротолюбие.
Многие были возводимы на епископския кафедры, откуда свет их разливался
еще обильнее. Блаженный Нил, стремясь душею к подвижничеству умному, не
мог равнодушно оставаться в своем монастыре и предпринял с усердием трудное
странствование ко святым местам. С ним шел ученик и ревностный сподвижник
его, инок Иннокентий. Кажется, эти два духовные друга не доходили до святаго
града Иерусалима. Из собственнаго сказания аввы Нила видно, что он был
только в окрестных странах, монастырях и скитах Царьграда, видел славную
обитель Студийскую и долгое время прожил на Свят. Афонской горе. Тут он
изучил, во-первых, внешние виды монашескаго подвижничества, в особенности
неизвестный ему дотоле вид жития скитскаго, который был в большом развитии
на востоке. Но дух преподобнаго Нила не остановился на формах. Главным
образом он старался вникнуть в смысл и дух, так называемаго, умнаго
иноческаго делания. Этот духовный подвиг, в котором сосредоточивалась вся
деятельность Афонских иноков, тем более привязал к себе все его внимание, что
он процветал не только в уединенных монастырях и скитах Св. горы, но и среди
мирскаго многолюдства, в Студийской, например, обители, находящейся в
Царьграде. Будучи в Кириллове руководителем
новоначальных, блаженный Нил на Св. Афоне сам сделался послушником и
учеником высших духовных подвигов. Он тщательно выслушал и изучил - это
ясно видно из его устава - все изустныя наставления Афонских старцев
относительно умнаго делания, к которому еще в Кириллове имел влечение. Из
наставлений и видимых примеров он начал со всею деятельностию проводить
дух и правила умнаго делания в собственную свою жизнь. Блаженный Нил
питал здесь дух свой наставлениями прежних великих отцев пустынных,
которые, чрез внутреннее очищение и непрестанную молитву, совершаемую
умом в сердце, достигли светозарных озарений Святаго Духа, каковы святые:
Антоний Великий, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Варсонофий, Иоанн
Лествичник, авва Дорофей, Максим Исповедник, Исихий, Симеон новый
богослов, Петр Дамаскин, Григорий, Нил и Филофей Синайский. Здесь же
блаженный Нил Сорский получил первую мысль начать скитский образ жизни в
Кириллове и по возвращении в Кирилло-белозерский монастырь, если Господу
угодно, устроить там нечто и для других по подобию Афонских скитов и
Цареградских. У него достигла до совершенной зрелости мысль - внести умное
делание и в жизнь Русскаго иночества, которое, по невысокой в то время
степени внутренняго своего развития, в некоторых членах своих полагало всю
надежду спасения лишь в тщательном исполнении внешних условий
монастырскаго устава, без нарушения, конечно, и важнейших христианских
обязанностей.
Возвратившись в Кирилло-Белозерский монастырь, с готовыми мыслями о новом
виде монастырскаго жития и о внутреннем иноческом делании, блаженный Нил
не остался жить в его ограде. Любовь к уединенному скитскому житию слишком
глубоко запала в его душу. Для удовлетворения сей любви, он поселился сперва
не в далеке от монастыря, построив себе тут и келлию. "После отшествия моего
(на восток) и странствования, так пишет он сам, возвратился
я в монастырь (Кириллов), и вне его, устроив себе келлию, жил, сколько мог".
Эта келлия была первым скитом блаженнаго Нила на Русской земле, а его
труды в ней - первыми опытами скитскаго подвижничества. Но через несколько
времени, усмотрев более удобное для сего место, преподобный Нил отошел от
Кириллова монастыря на 15 верст, в дикую глушь, на берега еще безвестной
реки Сорки или Соры. От этой реки он получил и название Сорскаго. Здесь
блаженный Нил, по принятым преданиям отцев и по своему чувству, прежде
всего - сам поставил крест, как основание христианина на всяком месте, потом
поставил часовню, далее построил себе уединенную келлию и при ней выкопал
колодезь. Не вдалеке от него, так, чтобы можно было подавать друг другу голос,
по обычаю Палестинскому, собеседник Нила и спутник Иннокентий поставил
себе келлию, и один по другому начали собираться и другие отшельники. Таким
образом составился первый Русский скит в той обители, где покоятся Св. Мощи
преп. Нила.
Какую же именно особенность внес блаженный Нил в историю Русскаго
иночества? Святые Отцы разделяют монашеское жительство на три внешние
вида. Первый и самый обыкновенный-общежительство, в котором множество
иноков живут в одном месте и под одними условиями. Общежитие введено в
России и постоянно существовало и имело свои центры как на юге, так и на
севере России, со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских. Другой,
противоположный общежитию, вид составляет уединенное отшельничество, в
котором пребывает одно лицо из монастыря, с благословения своего настоятеля.
В России бывали опыты и сего жительства, как показывают примеры Илариона
и самаго Антония Киевопечерскаго. Блаженный же Нил установил именно
иноческое жительство - среднее между двумя первыми - еже только вдвух или трех
живуще, еще подальше от
этих - еще двое или трое и т. д. Сам блаженный Нил дает следующее понятие о
скитском житии: "Подобает нам прежде времене в высокая не продерзати, да не
кто повредився и душу погубит. Но в подобно время и среднею мерою, якоже
зрится, удобнее есть проходити: средний бо путь, и Писанию свидетельствующу,
непадателен есть. И подобно убо время есть, еже предобучатися с человеки:
средний же путь, еже со единем, или множае - со двема братома жити, яко же
Иоанн Лествичник написа: Христу бо присно работати хотящим, ключимая себе
места и образы седалищ избирати повеле, и в трех, рече, устроениих
добльственное иноческое жительство обдержится: или уединенное отшельство,
или со единем, или множае - со двема безмолвствовати: или общее житие. И от
Писания приведе: не уклоняйся ни на десно, ни на лево, но путем царским
гряди (Втор. 5, 32; Числ. 21, 22). Средний бо из предреченных мнозем
ключимейший бысть, сиречь с единем, или со двема безмолвие. Все, таким
образом, живущие в скитах, должны иметь все общее: пищу, одеяния, труд,
рукоделье, над всеми же сими, отсекая свою волю, все они должны взаимно
оказывать повинение друг другу в страхе Божием и любви. Целию же и
причиной именно скитскаго жития у блаженнаго Нила выставляются следующия
обстоятельства: Аще обрящется кто духовен старец, имея ученика единаго или
двух, аще имать потребу когда и третияго, и аще или близ безмолствует, в
подобно время приходяще, просвещаются беседами духовными. Мы же,
новоначальнии и неразумнии, един от другого вразумляемся и подтверждаемся,
якоже писано есть: брат братом помогаем, яко град тверд (Притч. 18, 19) и
имеем учителя непрелестна - Богодухновенная Писания. Того ради нам удобно
зрится с верными братиями и единомудренными в деле Божии, пребывание с
единем или двема, да от святых Писаний воли Божией научающеся, и аще кому
Бог подаст вящше разумети, брат брата да назидает, и друг другу да помогает,
ратуеми от бесов, и стужаеми от страстей, якоже глаголет святый Ефрем: и тако
благодатию Божиею на дела благая направляемся". Вот в чем состоит внешнее
устройство скитскаго жития, заведеннаго блаженным Нилом на пространстве
земли Русской. Первый путь (т. е. общежития) святые Отцы считали
спасительным для всех иноков. Уединенное отшельничество, опасное и весьма
трудное, они усвояли лишь мужам, исполненным в иночестве совершенства и
святости. А скитский путь, средний между двумя крайними, они признают путем
Царским и по опыту усвояют ему великие успехи в спасении душ, величая его
путем непадательным, на котором, т. е. иноку трудно падать. Св. Нил
собственно заимствовал этот род или форму подвижничества с Афонской горы.
Свидетельство о сем дает нам составитель "Надсловия", помещеннаго в славянском
издании Св. Синода: "И сам сей блаженный старец Нил, многая и страшная
словеса на уединенно жити хотящих, страстных сущих, испустив и путь царский
(средний, скитский) зело похвалив, глаголет чин и устав сему быти во Св. горе
Афонской, идеже и до днесь самое древнее и новое построение келлий, аки
живый образ всем показует царскаго пути. Тамо бо келлии, аще с церковию или
кроме церкви, все на двух или на трех, а не на единого вмещение имут".
О занятиях своих в житии скитском блаженный Нил говорит в одном из
посланий своих следующее: "Теперь (в новом скиту за 15 верст от Кириллова)
особенно занимаюсь я испытанием духовных Писаний и прежде всего испытываю
заповеди Господа, и их толкования и предания Апостолов, потом жития
и наставления святых Отцев, о всем том размышляю, и что, по
разсуждению моему, нахожу богоугоднаго и полезнаго для души моей, то
переписываю для себя, тем научаюсь и в том нахожу жизнь и дыхание для
себя... Если случится мне что делать: когда не нахожу того в писании, отлагаю
на время в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему разсуждению не
смею предпринимать что нибудь". И в другом письме: "аз убо не творю без
свидетельства божественных Писаний: но по святых Писаниях последуя, творю
елика по силе. Егда бо сотворити ми что, пспытую прежде божественная
Писания, и аще не обрящу согласующа моему разуму в начинании дела, отлагаю
то, дондеже обрящу: егда же обрящу, благодатию Божиею, творю
благодерзостно, яко известно. О себе же не смею творити".
Когда другие просили у блаженнаго Нила советов и наставлений, то и им он
заповедывал поступать так же. "И если кто прилепляется ко мне любовию,
писал он же, то и тому советую поступать так же". Свидетельства эти
показывают, во-первых, что скитский устав не был принесен с Афона, как
творение совсем готовое, заключенное уже в письмена; что блаженный Нил, по
составленному им плану, сам постепенно вырабатывал устав на основании
божественных Писаний и опытов жизни; во-вторых - что Нил не поступил так,
как многие другие законоположители: напишут правила и вводят их в жизнь; он
следовал путем Спасителя, который начат творити и учити (Деян. 1, 1),-путем
для человеческих законоположений продолжительным, но за то более верным; т.
е. блаженный Нил сперва находил в писаниях Отцев правила о скитском житии
и об умном делании; эти правила прилагал в своем скиту к жизни своей и
сущих с ним; и, уже по испытании на деле, возводил их в форму скитскаго
законоположения. Заметим еще, устав св. Нила под названием: "Предание о
жительстве скитском" в письмени явился не ранее, как к концу жизни
блаженнаго Нила, смерть котораго последовала в 1508 году. Тут усматривается
в поучениях его постепенность от опытнаго научения самаго себя к научению
других - самому отвлеченному, посредством уставнаго, так сказать,
законоположения. Других же приходящих к нему опасно жительствовати или
ищущих в таком жительстве серьезнаго наставления, Св. Отец руководил в посланиях.
Во всех этих посланиях содержится то же самое, что и в уставе преп. Нила, т.
е. описание внутренней подвижнической жизни, ея опасностей и средств ко
спасению. Некоторое исключение составляет послание к иноку князю Кассиану,
в котором блаженный Нил описывает свою жизнь. Предшествуя уставу,
послания служили посредствующим звеном между духовными опытами жизни и
самым уставом. Все письма Св. Нила имеют в себе наставления, чтобы лица, к
которым они написаны, исполняли то, что в них содержится, как правила
жизни. Аще кто любовию духовною прилепляется мне, такожде советую делати,
наипаче же тебе: за неже изначала духовною любовию усвояем ecu мне. И в
другом письме: еще аще и ты хощеши, сотворяй по Святых писаниях и по сих
разуму тщися делати заповеди Божия и предания Святых Отец.
Слава о новом роде иноческаго пребывания, о строгости внутренняго иноческаго
делания и о совершенстве, к которому ведет оно душу, расположило многих
искать сожительства с блаженным Нилом. Собралось не мало братии.
Преподобный Нил, для физических занятий братии и для общей потребы
подвижников, устроил на реке Соре небольшую мельницу и задумал о
построении, по мере сил своих, хотя небольшой церкви. Место, на котором
стояли скитския келлии Ниловой общины, было кругом низко и болотисто.
Каждую хижину поэтому строили на небольшом возвышении. Так и для церкви
блаженный Нил с братиею насыпали своими руками высокий холм. Труженики
имели в виду, чтобы на этом холме устроить для упокоения себя и могильную
усыпальницу. На этом холме Нил и построил малую церковь, а впоследствии -здесь
же воздвигнут был и другой храм. Устроенная преподобным Нилом
церковь освящена была в память Сретения Господня.
Устроивши таким образом свою обитель, блаженный Нил устроил в ней и
внутренний порядок жизни на особых отшельнических правилах по образцу
скитов Афонских. Почему обитель его и названа скитом. Преподобный Нил
таким образом почитается в России основателем скитскаго жития в более
строгом и точном его устройстве. А для того, чтобы дело его не погибло, как
скоропреходящий цвет, он написал и особый устав скитскаго жития под
названием: "Предание учеником о жительстве скитском". "Не неведяше бо
богомудрый старец, объясняет составитель молитвеннаго начала к уставу, яко
беде велицей подлежит носяй имя пастырское и оставляяй овцы самочинием
паствитися и от ограды излазити: зане вскоре таковое стадо в расхищение
зверем бывает: пастырь же и юзам, и темнице и многим томлениям за то
повинен бывает. Сего ради и отец наш, убоявся прещения такового суда, не
оставя нас самочинием водимым быти, но вкратце собрав от божественных
Писаний о истинней Православной вере и о дельных завещании предаде нам
написано".
Преподобный Нил устройством скитскаго жития во внешнем и внутреннем его
быту стал в разряд первых отцев Русской Церкви. Как преподобный Антоний
Киевопечерский принес с Афона на Киевския горы чин и устав общежительнаго
иноческаго жития: так преподобный Нил с Афона же принес чин и устав жит
скитскаго в пустынныя Новгородския места. От обоих потекли источники того и
другаго жития по всей России.
У блаженнаго Нила, при жизни его, немало было учеников, в числе которых
остались имена, принадлежащия сильным и великим мира сего. Кроме уже
известных нам Кассияна и Иннокентия, боярскаго рода, учениками его были:
князь Вассиан Косой, племянник Темнаго, который, против своей воли,
пострижен был в Кириллове, по распоряжению великаго князя Иоанна, и этим
только, при участии и ходатайстве митрополита, спас жизнь свою от смерти. На
безмолвии же с князем в скитах жили еще два именитых инока из монастыря
Иосифа Волоколамскаго: Дионисий, князь 3венигородский и Нил Полев-из дома
Смоленских князей. Оба эти лица славились строгостью жизни.
Первый же из учеников и впоследствии сотрудник преподобнаго Нила,
Иннокентий, с благословения и по прямому внушению старца своего,
отправился в пределы Вологодские и там на речке Нурме, в 12-ти верстах от
Грязовца, основал особую общежительную обитель, в честь пророка и Предтечи
Господня Иоанна, в дремучем лесу Комельском. Впрочем, самая церковь для
монастыря построена уже после смерти Иннокентия, который в духовном
завещании своем написал касательно сего следующее: "Если Бог благоволит быть
церкви в пустыне нашей, то пусть устроют ее - во имя святаго, великаго Иоанна
Предтечи, на празднование третьяго обретения честныя главы его (25 мая) сей
бо есть великий Иоанн, наставник всем инокам пустынножителем".
Преподобный Нил предсказал в будущем славу его обители, которая должна
была процвести общежитием. Иннокентий отошел ко Господу после 1508 года,
когда устав преп. Нила сделался уже известным, но самого достоблаженнаго
старца не было в живых. Умирая, Иннокентий завещал братии, - как увидим
ниже, приводя свидетельства по другому случаю, - во всем следовать уставу
преподобнаго Нила. Думают, и мы считаем это несомненным, - что третье
послание отправлено Нилом к Иннокентию в новоустроенную обитель.
Слава же блаженнаго Нила возсияла гораздо далее стен Русских обителей. Его
знали и уважали Русские иepapхи. Когда в Новгороде открылась ересь
жидовствующих и всюду распространены были ожидания кончины мира в 1492
году: архиепископ Новгородский Геннадий просил Иоасафа, архиепископа
Ростовскаго, посоветоваться между прочим с преподобным Нилом, как он
думает о сих ожиданиях: "Да что бы еси послал по Паисия (Ярославова), да по
Нила, да с ними бы еси о том посоветовал: прейдут три лета, кончается седьмая
тысяча и проч...". В 1490 году составился против ереси жидовствующих собор:
старцы Паисий и Нил приглашены были в Москву на собор. По летописям и
актам известно, что в1503 году был еще собор на Москве. Разсуждали на нем о
вдовых священниках и дьяконах. Блаженный Нил присутствовал и на сем
соборе. Замечательно, что этим строгим отшельником внесено было в соборныя
разсуждения предложение освободить монастыри от управления отчинами, т. е.
населенными имениями. Вопрос этот поднял жаркия разсуждения.
Волоколамский игумен Иосиф, столько известный в древней
духовноотечественной литературе своими трудами, защищал имения
монастырския, по сказанию одного документа около половины XVI столетия,
приводя на свидетельство святого преподобнаго Феодосия, общему житию
начальника, и святого преподобного Афанасия Афонскаго и святых преподобных
отец Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, и иных многих монастырей,
еже у них сила. Таж и се глагола: аще у монастырей сел не будет, како
честному и благородному человеку постричися? Аще не будет честных старцев,
отколе взяти на митрополию, или Архиепископа, или Епископа и на всякия
честныя власти? А коли не будет честных старцев и благородных, ино вере будет
колебание. А блаженный Нил, предлагая, чтобы у монастырей сел не было,
требовал чтобы жили бы черньцы по пустыням, а кормилися бы рукоделием. К
мнению Нила пристали многие иноки Кириллобелозерские и даже некоторые из
других монастырей (Твор. Св. Отец 1851 г., кн. 3 стр. 505). Однако же по их
воле не сталося. После смерти преподобнаго Нила, мысль его долго жила в умах
учеников его. Один из них, князь Вассиян Косой, княж Иванов, сын Юрьевича,
принимавший участие в пустыне Нила после его смерти, в ответах своих на
соборе 1531 года, сильно поборал, еже бы у монастырей не было сел, и с ним
другие старцы, с ними ж святогорцы, в числе которых, по объяснению
показаннаго документа, разумеется преп. Максим Грек. В наше время, когда
имения и отчины освобождены от крепостнаго состояния, взгляд преп. Нила
весьма высоко ставит начальника скитскаго жития и выражает, что Церковь - в
тех личностях, где наиболее проявлялся дух ея безкорыстия и человеколюбия,
первая заявляла о несообразности отчинных владений с учреждениями и
правилами Спасителя,- и заявляла это тогда, когда мнение сие имело против
себя едва ли не всю остальную Россию. Самостоятельность воззрений, твердость
характера, основание, по новому порядку, монастырскаго жития, высокая
святость жизни поставили старца Нила для своего времени на степень уважения
самою высокую. Не только иepapхи и соборы, но и князья чтили блаженнаго
Нила и обращались к нему.
Но главное в житии преподобнаго Нила, это то, что он до смерти остался верен
своему уставу, олицетворяя его начала не только в общественных вопросах,
каков вопрос о монастырских имениях, но и в своей собственной жизни и
подвигах.
И от сих богодухновенных и полезных его писаний разумно есть, яко деятель
бысть добродетелем, и возделав я в винограде сердца своего. Нам же, яко некий
залог и вено (дар) богодухновенная и полезная писания остави, не скрыв
таланта Христова, его же от потов и трудов притяже, но всем жительством сам
образ подаде подвизающимся о Христе Иисусе. Такое замечание сделал о
праведном Ниле - человек, по всей вероятности, сам добродетельный инок,
лично знавший и почитавший великаго старца и наставника и сообщивший нам
сведения о дне его смерти.
Еще значительно ранее своей смерти, преподобный Нил, посылая Иннокентия
для учреждения обители, и предсказывая ей процветание общежитием, на счет
своей скитской пустыни заметил: "Здесь же, как было при жизни моей, так
пусть будет и по смерти: братия пусть живут по одиночке каждый в своей
келлии". Эти слова сохранились, как завещание и были исполняемы по смерти
блаженнаго Нила. Великий старец отошел ко Господу, как сказал тот же
замечатель любившему его 7-го мая 1508 г. в третью неделю по Пасхе св. жен
Мироносиц, будучи 75 лет от рождения.
Умирая, блаженный Нил оставил следующее завещание ученикам своим:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Завещаваю, яже о себе моим
присным господам и братиям, яже суть моего нрава. Молю вас, повергните
тело мое в пустыни, да изъядят е зверие и птицы: понеже согрешило есть
Богу много и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то,
ископавши ров на месте, идеже живем, со всяким безчестием погребите
мя. Бойтеся же слова, еже Великий Арсений завеща ученикам своим,
глаголя: на суде стану с вами, аще кому дадите тело мое. Тщание бо и мне
было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего
никоторыя, якоже в житии сем, тако и по смерти моей. Молю же всех, да
помолятся о души моей грешней, и прощения прошу от всех и от мене
прощение да будет: Бог да простит всех нас.
Со стороны блаженнаго Нила, это завещание служит выражением глубочайшаго
его смирения пред Богом и людьми, которое достойно бы изобразить словами
пророка Давида: смирихся до зела Господи (17 Кафиз.). Св. Церковь,
впоследствии времени, по указанию свыше, причислила Нила к лику
преподобных Отец и память его положено совершать, по церковному
месяцеслову, 7 мая, в день его блаженнаго успения. Особенной службы
преподобному Нилу не составляли, и торжество - в честь и славу имени его
совершается по общей Минее. Святыя мощи его доселе нетленными почивают в
основанной им обители. Пустынь же Нилосорская, находящаяся Новгородской
губернии, в Кириловском уезде, после смерти основателя своего, достигла
высокой степени знаменитости, славясь по всей России жизнию своих иноков.
Из числа древних чудотворений, которыми Господь Бог прославил блаженнаго
Нила в лике преподобных, сохранились до нас в преданиях обители два
следующих.
1) Во время посещения Белозерских монастырей, царь Иоанн Василиевич
Грозный был в 1569 году в Нилосорской обители и полагал, на место
деревянной, преподобным Нилом устроенной, церкви, основать каменную. Но в
сонном видении преподобный Нил, явясь Иоанну, воспретил это делать.
2) Памятником втораго чуда доселе служит священное изображение
преподобнаго Нила, лежащее на гробовой доске его. Один богатый человек из
Московскаго государства, имя коего неизвестно, будучи захвачен турками,
многие годы пребывал у них в плену. Горько плакал и скорбел он о своем
семействе, призывая к себе на помощь угодников Божиих. Однажды ночью
явился ему в тoнкoм cне cвятoлепный старец и велел написать образ
преподобнаго Нила, обещая за то пленнику возвращение на родину. От
неожиданной и глубокой радости пленник воспрянул от сна и хотел
поклонившись спросить; "Как это ему исполнить?" Но явившийся с быстротою и
блеском ослепительной молнии скрылся из очей, оставив на них впечатление
яркаго света. Пленник обратился к своей памяти и стал размышлять: "Кто этот
преподобный Нил? И где его обрести?" Оказалось, что несчастный узник в
первый раз слышал такого святого. Но святые всегда близки к нам, - на всяком
месте и во всяком, а наипаче - бедственность, состоянии. Пленник стал взывать
к помощи, явившагося ему святаго, при минутном чувстве свободны еще горше
прежняго оплакивая свою неволю и заботясь об избавлении. И вот в следующую
ночь опять является ему тот же святолепный старец и объясняет: "Нил - в
пределах Белозерских за пятнадцать поприщ от Кириллова монастыря". На этот
раз вскочив уже с постели, пленник старался несколько яснее разглядеть лице
явившагося и поподробнее распросить его... Но святолепный старец исчез с
прежнею быстротою, оставив за собою струю света и небеснаго благоухания.
Тогда уверовал угнетенный узник, что старец был сам преподобный Нил,
посланный Богом, и молил усердно святаго, чтобы он явственнее открыл лик
свой, который надлежало изобразить по велению, в первом видении
полученному. В третью ночь опять явился ему преподобный Нил, и оставив у
возглавия узника начертание своего лика, сказал ему следующее утешительное
слово, - слово освобождения: "Человек Божий, возьми сей лист и ступай в
Русскую землю".
Опомнившись от радостнаго сна, узник нашел начертание лика Св. Нила у
своего изголовья. В душе его созрела теперь и окрепла надежда на скорое
освобождение из продолжительнаго и тяжкаго плена. Он стал подумывать о
бегстве, умоляя со слезами Господа Бога и преподобнаго Нила указать ему путь,
которым можно было бы избавиться от плена и настижения неверных. В ответ
на эту молитву, к нему был голос: "иди ночью в степь, и увидишь пред собою
яркую звезду: последуй за нею и избегнешь агарян". Пленник, укрепляемый
верою, с дерзновением пустился ночью, взявши с собою мало хлеба, в
неведомую степь. Там он приметил некоторую звезду, которая, по обещанию св.
Нила, и руководила его, пока не взошло солнце. Думая, что избег опасности,
освобожденный пленник вдруг услышал за собою топот коней и нестройный
крик варваров, преследующих добычу. В ужасе пал он на землю, моля Господа о
своем сохранении. Господь Бог, вняв его молитве, оградил его невидимою силою
от взоров врагов, так, что они с воплем пронеслись мимо. Со слезами на глазах
поднялся он с земли и озираясь вокруг себя, продолжал свой путь, по
безприютной степи, и вот подходит к реке, глубокой и быстрой (1), хотя и
неширокой, а перевощика нет и течение ея идет чрез всю степь. Варвары знали,
что реки миновать нельзя, и гнались до ея берега с твердою уверенностию, что
поймают беглаго. Увидев его издали, они устремились на него с дикими воплями
и обнаженными мечами. Он же, не видя ни откуда спасения, бросился в воду,
оградившись прежде крестным знамением. Вода быстро понесла его вниз по
течению. Завидев пловца, агаряне начали стрелять в него с берега, но напрасно:
благодать Божия его охраняла. Река мчала его быстрее коней неприятельских.
Враги удалились в уверенности, что беглец утонул. Но река плеском волны,
выбросила пловца на противоположный отлогий берег. Тогда спасенный,
призывая в молитвах Господа и святаго угодника Божия Нила, пошел
безпрепятственно и вне всякой опасности по степи, питаясь по дороге травою и
кореньями.
Таким образом благополучно достиг до русских городов, где с радушием и
любовию был принимаем властями, которыя на подводах доставили его до
Москвы. Но здесь спасенный не прямо пошел в свой отеческий дом, к своему
семейству. Сначала он отыскал иконописца и поручил ему с листа, полученнаго
при последнем из чудных видений, написать лик преподобнаго Нила в меру
гробовой доски. После сего он переступил порог своего дома, пригласил
священников к молитве, созвал и убогих, угощал их трапезою, снабдил обильно
милостынею и всем разсказывал в назидание, как Господь избавил его от плена.
Наконец написан был и образ преподобнаго Нила. Освобожденный его
молитвами невольник сделал в честь своего избавителя велие духовное
торжество. После сего он послал честную икону Преподобнаго с верным слугою
в Белозерские пределы в Нилов скит, снабдив последний многими дарами и
церковною утварью. Во свидетельство истины этого сказания, икона сия доселе
лежит на раке Преподобнаго. А в доказательство прославления преподобнаго
Нила от Бога в лике святых Господних, от нея истекают, молитвами Святаго, на
ней изображеннаго, многочисленныя исцеления.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Здесь разумеется, вероятно, река Донец, которая в то время служила
границею от Крымской орды.