О переписке преподобного Нила Сорского
с преподобным Кассианом Учемским (Мангупским)
В пространном списке "Жития святого Кассиана" говорится, что Кассиан был знаком с выдающимся церковным деятелем и духовным писателем конца XV - начала XVI в., основателем скитского жития на Руси преподобным Нилом Сорским, и даже, якобы, состоял с ним в переписке. В этом нет ничего необычного, они были современниками, людьми образованными, безусловно интересными друг другу. К тому же Нилов скит находился всего лишь в нескольких километрах от Ферапонтова монастыря. Однако здесь не все так просто.
В том же пространном списке его автор, утверждавший о переписке Нила с Кассианом, называет два послания сорского пустынника к ферапонтовскому старцу. В первом - "Полслании к брату с восточной страны" Нил разрешает вопрос, заданный ему Кассианом: "Как бороться иноку с искусительными помыслами?", во втором - "Послании от божественных писанийво отцех ко скорбящему брату", он же утешает последнего "в скорбех, его посетивших".
В то же время некоторые исследователи, как в прошлом, так и теперь, высказывали и высказывают сомнение в том, что адресатом посланий Нила Сорского был именно старец Кассиан. Еще И. И. Бриллиантов, предполагая, что "Кассиан был в близких отношениях с Сорским", и ссылавшийся при этом на А. С. Архангельского, ставил под сомнение факт их переписки на том основании, что в одном из посланий адресат был назван "постриженником Сорской пустыни" (см. Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. - СПб., 1899).
В наше время Г. М. Прохоров высказался на этот счет более определенно, считая, что пока нет достаточных оснований утверждать, что послания были написаны Нилом Сорским и что они адресованы старцу Кассиану (см. Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 29. Вопросы истории русской средневековой литературы. - Л.: Наука, 1974. - С. 125-143).
И все же, возвращаясь к предположению Бриллиантова, нельзя не согласиться с ним, что отношения между этими людьми были "вполне возможны и даже вероятны". Преподобному Кассиану, считает Бриллиантов, "лишившемуся родины и после долгих скитаний попавшему в далекий Ферапонтов монастырь, вполне естественно было войти в сношения с соседним подвижником, который сам путешествовал на Восток и изучал греческий язык наряду с уставами и обычаями восточных монастырей".
Из книги: Горстка А. Н. Белый всадник (Повесть
о св. Кассиане Учемском и его времени).
- Мышкин, 2001. С. 70-71.