60. Вопр. Как учит преподобный Нил противоборствовать первому из осми
страстных помыслов, т. е. чревообъядению?
Отв. "Если, говорит, стужает, т.е. сильный и всегдашний напор делает на тебя
помысл чревообъядсния, представляя тебе различныя вкусныя и дорогия явства;
и понуждая тебя к излишнему, не вовремя и чрез меру принятию пищи или
пития: воспомяни тогда первее всего слово Господа: да не отягчают сердца ваша
объядением и пиянством (Лук. 21, 24). И помолясь Ему и Его на помощь
призвав, размысли о том, что изрекли Отцы: "сия, говорят они, страсть
(чревообъястная) в иноках корень всему злу, а наипаче - блуду." И в самом
начале, преступление перваго праотца нашего Адама от нея же произошло. Ибо
он, вкусив от запрещенной снеди, лишился рая и подверг все потомство свое
смерти, как сказано негде: красен бе видениет и добр в снедь уморивый мя плод.
Оттоле даже до ныне, многие, поработившись чреву, велиим пали падением, как
известно из святых Писаний.
Известно же тебе и то, что и самая сладкая и благовонная пища весьма скоро
обращается в смрад и гной, так, что годнаго из ней ничего не остается, говорит
великий Варсонофий. Ведая это, укори себя за то, что желаешь алчно той
сладости и приятности для чувств, которая так скоро превращается в
злосмрадие. Таким образом ты побуждай страсть, приемля пищу и питие в
надлежащую меру и в надлежащее время".