НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ В ПРОШЛОМ
"Путешествие на север")
Ведя рассказ о Белозерском крае, мы невольно снова и снова возвращаемся к
Кирилло-Белозерскому монастырю. Это неудивительно - он играл в жизни края центральную роль,
даже более значительную, чем столица - город Белозерск.
Итак, во второй половине XV века в Кирилло-Белозерском монастыре существенную роль стали
играть так называемые нестяжатели.
Исповедуя учение своего идейного вождя Нила Сорского, они
выступали против "вещелюбия" и даже в иконописи отрицали "гладкие женовидные лица", говоря,
что красота иконы не должна вступать в противоречие с ее идеей. Влияние нестяжателей было столь
велико, что в этот период монастырь почти не приобретает новых земель и даже
приостанавливается почти всякая строительная деятельность в обители. Впрочем, с начала
следующего века среди братии становятся более популярны идеи иосифлян - сторонников взглядов
Иосифа Волоцкого. Основной смысл его учения состоял в том, что церкви наращивать свое
материальное благосостояние нужно и должно.
А сам Нил Сорский в 1450 году вместе с учеником, иноком Иннокентием, покинул богатый
Кирилло-Белозерский монастырь и основал в 18 километрах к северу собственную обитель.
Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от
речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы
даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец
мысли о благоговейном созерцании: "Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу".
Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно
отличился в иноческом труде. К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати
келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу
Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на
собственных спинах.
Скончался преподобный Нил Сорский в мае 1508 года, и был похоронен у стен Сретенской церкви.
Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема
Сирина, особо чтимого Нилом. Позднее над гробом преподобного поставили церковь Иоанна Предтечи.
За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила
Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836
году пришел инок Никон, в схиме Нил.
Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все -
сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство.
Никону удалось в короткие сроки
возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия.
На месте деревянных церквей
поднялся каменный трехпрестольный собор во имя
Тихвинской Божией Матери.
Церковь Иоанна Предтечи
перенесли в скит, к келье преподобного. А на той
болотистой низине, куда когда-то Нил Сорский с
единомышленниками носили землю под церковь Сретения,
образовалась новая обитель - Нило-Сорская пустынь. Ее
окружила каменная стена с кельями, а над вратами поднялся
храм Покрова.