63. Вопр. Что преподобный Нил говорит о вкушении различных яств?
Отв. "Благоразумные и разсудительные по немногу вкушают всякаго яства, как
бы оно ни было вкусно и сладко, сказал Григорий Синаит: у них нет того, чтобы
одно избрать, другое отринуть; а чрез сие они и Богу за все благодарение
воздают, и предохраняют душу свою от надмения... Таким образом, избегая
надмения, удалим себя от пренебрежения к доброму созданию благаго Бога
Создателя. Немощным же верою, или душею полезнее воздержаться от
некоторых яств, особенно сладких. (*) Ибо они, как говорит тот же Григорий,
не имеют уверенности в том, что будут сохранены от Бога и вкусят безвредно:
им Апостол повелевает зелие ясти (Рим. 14, 2). Когда какое либо ястие вредно
кому либо по болезненному состоянию, или и по сложению тела (от естества):
да не нудит себя ко вкушению его, но да яст полезное для него. Ибо, говорит
Св. Великий Василий, не подобает ратовать против тела брашном, которое
должно служить к его сохранению".
(*) Сладостныя сия яства многих привели в недоумение: о семенах и об
овощных плодах, или о елее и рыбе здесь речь? Но без сомнения, здесь идет
речь о такой пище, какая кому особенно нравиться может, по вкусу каждаго - и
из нероскошной иноческой трапезы. Св. Отец в отношении к такой пище
советует иметь воздержание, чтобы не впасть в чревоугодие.