О ПРЕПОДОБНОМ НИЛЕ СОРСКОМ
(из книги "Третий Рим")
(...) Одним из главных центров духовности на Руси был Кирилло-Белозерский монастырь. Обитель поддерживала давние
связи с Византией. В ее стенах собрались известные книжники. При Иване III большую известность приобрел
кирилловский старец Паисий Ярославов, прославившийся своим подвижничеством. Решив низложить Геронтия,
государь просил Паисия принять сан митрополита, но тот отказался от такой чести. Учеником Паисия был Нил Сорский.
Нил, в миру Николай, происходил из дьяческой семьи Майковых, близкой ко двору Ивана III. Дьяки — великокняжеские
чиновники, будущая бюрократия — принадлежали к самой образованной части русского общества. После пострижения
Нил совершил путешествие на Афон в Грецию и, может быть, в Палестину. Там он близко познакомился с идеями
исихазма. Благодаря трудам Григория Паламы идеи исихазма приобрели исключительное значение в византийском
религиозном сознании в XIV в. Не внешняя мудрость, учили исихасты, а внутреннее самоуглубление открывает путь к
истине. Погружение в себя дает состояние покоя (исихия), “Фаворского света”, то есть общения с Богом. На Руси идеи
Паламы стали известны сравнительно рано. Но в то время почвы для восприятия его мистических теорий тут еще не
было. Исихазм стал достоянием русской религиозной мысли благодаря Нилу Сорскому. Нил не касался темы
“Фаворского света” и не цитировал Григория Паламу. Он не был паламитом, и его исихазм невозможно полностью
отождествить с какой-то одной из византийских школ. “Исихия” Нила восходит к опыту древних византийских
монахов-отшельников и к идеям продолжателя их дела Григория Синаита. В центре монашеской жизни, по Нилу, стоит
молитва как средство борьбы с искушениями и греховными помыслами, тщеславием и гордыней. Ответом на соблазны
являются “умное делание”, “сокрушение”, “слезный дар”. “Глубочайшее чувство собственной греховности,
проникающее всего человека, одно может признавать милость Божию, которая и дарит исихию — в этом суть учения
Нила” (Ф. Лилиенфельд). По возвращении с Афона Нил основал скит на реке Сорке (отсюда прозвище Сорский) в
окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря. На Руси давно были известны пустыни-скиты, но лишь Нил дал им
теологическое обоснование. Сочинения Сорского на первый взгляд кажутся причудливой мозаикой, сотканной из цитат.
Но ближайшее рассмотрение показывает, что это — “говорение своего чужими словами”, когда эти слова воплощают
пережитое и воплощенное в личном аскетическом опыте. Примечателен Устав Нила Сорского — поучение в
монашеской жизни, “итог его пути покаяния”. Нищета, в глазах пустынника, была верным путем для достижения идеала
духовной жизни. “Очисти келью твою, — учил старец, — и скудость вещей научит тя (тебя) воздержанию. Возлюби
нищету, и нестяжание, и смирение”. Монахам надлежит жить в нищете и кормиться плодами своих трудов. “Телесное”
служит приготовлением к погружению в духовную жизнь. “Телесное” подобно листьям, тогда как духовная жизнь —
плоды дерева. Без “умного делания” телесное — лишь “сухие сосцы”. Завещание Нила проникнуто духом
самоотречения и смирения: “Повергните тело мое в пустыне, — наказывал старец ученикам, — да изъядят е(го) зверие
и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения”. (...)
Сравнивая дела и теории Нила Сорского и других заволжских старцев (их скиты располагались за Волгой) с
деятельностью Иосифа Санина, Г. Флоровский пришел к выводу, что именно в “заволжском движении” воплотился
процесс духовного и нравственного сложения христианской личности на Руси.
Представление о полной отрешенности белозерских монахов от жизни общества и внутрицерковных и политических
катаклизмов времени не вполне точно. Когда Иван III вздумал низложить Геронтия, он далеко не случайно предложил
сан митрополита Паисию Ярославову, учителю Нила и других заволжских старцев. Некоторое время спустя Паисий по
настоянию государя возглавил Троице-Сергиев монастырь. Игумены этой обители играли заметную роль во
внутрицерковной жизни России. Знатные постриженники Троицы не желали подчиняться принципам, которые
исповедовали заволжские старцы, и Паисию пришлось оставить монастырь. По словам современника, иноки из князей
и бояр не желали ему повиноваться и даже хотели его убить.
Иван III искал союзников среди заволжских старцев, так как их принципы могли быть использованы для оправдания
секуляризационных устремлений светской власти. Вопрос об отчуждении церковных вотчин приобрел актуальность
после покорения Новгорода. Новгородский опыт неизбежно должен был породить споры в среде русского духовенства.
Отчуждение вотчин у новгородского Софийского дома в 1478 г. казалось вполне оправданным, тем более что эта мера
была проведена по предложению боярского правительства Новгорода. Труднее было объяснить посягательства на
богатства церкви через 20 лет после того, как в Новгороде водворилась московская светская и церковная
администрация. Присланный из Москвы архиепископ Геннадий решительно возражал против грабительских мер казны.
При нем в Софийском доме был составлен синодик, грозивший церковным проклятием всем “начальствующим”, кто
обижает святые Божий церкви и монастыри и отнимает у них “данные тем села и винограды”.
Возникновение “нестяжательского” течения церковной мысли связывают с собором 1503 г. Однако суждения об этом
соборе затруднены из-за неудовлетворительного состояния источников.
Достоверно известно, что собор был созван в столице для решения неотложных церковных дел. Сохранились два
соборных приговора. Первый из них, датированный 6 августа 1503 г., свидетельствует о том, что великие князья Иван III
и Василий, “поговоря с митрополитом” и священным собором, решили отменить церковные пошлины по случаю
поставления иерархов и священников на должность. В сентябре того же года оба государя утвердили другой приговор
священного собора, запрещавший вдовым попам служить в церкви и грозивший лишить чина тех из них, кто держал
наложниц.
Согласно традиционной точке зрения, после решения вопроса о вдовых попах собор приступил к обсуждению проектов
секуляризации монастырских вотчин. В пользу проекта выступил Нил Сорский, речь которого стала своего рода
манифестом нестяжательства. Парадокс заключается в том, что ни в летописном отчете о соборе, ни в соборных
приговорах нет и намека на секуляризацию. Все данные о секуляризационных проектах и выступлении Нила заключены
в поздних публицистических сочинениях. Объясняя указанный парадокс, ряд исследователей стали рассматривать
известия о выступлении нестяжателей в 1503 г. как целиком недостоверные. Эти известия будто бы сконструированы
публицистами середины XVI века. (...)
Светские власти без колебаний применили насилие в Новгороде. В Москве они пытались склонить духовенство к
уступкам методом убеждения. Объявив о намерении отобрать “села” (вотчины) у митрополита и монастырей, Иван III тут
же пообещал им хлебное обеспечение (“оброки”) и денежные платежи (“ругу”) из казны. Теория и практика заволжских
старцев в какой-то мере оправдывала намерения государя. Нил обличал греховность монастырских стяжаний. Будучи
вызван Иваном III в Москву, Нил заявил: “Не достоит (недостойно) чернецем (монахам) сел (вотчин) имети”. Поздние
публицисты — противники нестяжателей стали изображать дело так, будто Нил советовал государю отбирать земли у
монастырей. Но это не так. Речи Нила имели иное значение. Он старался убедить монахов стать на путь спасения и
добровольно отказаться от владения селами ради того, чтобы кормиться своим трудом и жить в нищете. Митрополит
Симон попал в затруднительное положение. За несколько лет до собора он благословил государя на отчуждение земли
у новгородского архиепископа, а теперь сам должен был испить ту же чашу. Большинство собора готово было
подчиниться решению монарха. Однако решительный протест со стороны игумена Троице-Сергиева монастыря,
любимого ученика митрополита, и других иерархов изменил ситуацию. В беседе с Иваном III Симон Чиж заявил: “Не
отдаю сел Пречистой церкви (митрополичьего дома), которыми владели чудотворцы митрополиты московские Петр и
Алексей”. Архиепископ Геннадий столь резко возражал государю, что тот прервал его грубой бранью. Вскоре после
собора монарх велел арестовать Геннадия и под предлогом его мздоимства лишил сана. Иван III тяжело заболел, так и
не успев вернуться к проектам секуляризации. Сопротивление церкви предотвратило новое грандиозное расширение
государственной собственности, грозившей раздавить русское общество. (...)
Русское “нестяжательство” было обязано своим возникновением двум старцам — Нилу Сорскому и Вассиану
Патрикееву. Нил Сорский сосредоточил внимание на вопросах нравственного совершенствования личности. Ученик
Нила Вассиан, в миру князь Василий Косой Патрикеев, сделал блестящую карьеру при дворе своего дяди Ивана III. В
30 лет он пережил опалу и был насильственно пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре. Князь-инок преуспел в
изучении священного писания и со временем стал одним из лучших церковных писателей России. Но, надев рясу, он
продолжал смотреть на мир глазами опытного политика.
Назначения церковных иерархов весьма точно отразили успех нестяжателей в первые годы правления Василия III. В
1506 г. старец Варлаам был вызван из заволжских пустыней и назначен архимандритом столичного Симонова
монастыря. В мае 1509 г. великий князь приказал свести с Новгородского архиепископства Серапиона. 30 апреля 1511
г. сложил сан митрополит Симон. Оба святителя несли прямую ответственность за провал правительственного проекта
секуляризации церковных земель на соборе 1503 г.
Отставка двух старших иерархов привела к полному обновлению церковного руководства. 3 августа 1511 г.
митрополитом стал симоновский архимандрит Варлаам, известный своей близостью к нестяжателям. Памятуя о резком
столкновении Ивана III с Геннадием, Василий III запретил священному собору посылать в Новгород нового
архиепископа. Новгородская кафедра оставалась вакантной семнадцать лет.
Вассиан Патрикеев находился в дружеских отношениях с Варлаамом. Именно Варлаам в 1509 г. вызвал князя-инока в
Москву и поселил его в Симонове монастыре. Со временем Патрикеев стал одним из самых влиятельных лиц при
великокняжеском дворе. Писец Михаил Медоварцев так характеризовал значение князя-инока: он “великий временной
человек, у великого князя ближней”. Пользуясь покровительством монарха и поддержкой главы церкви, Вассиан
выступил с резкими нападками на Иосифа Волоцкого. Иосифо-Волоколамский монастырь порвал с удельным
государем и перешел под покровительство Василия III. Но это не изменило отношения государя к Санину. В 1512 г.
Иосиф жаловался великокняжескому дворецкому, что подвергается “хуле и злословию” Вассиана, но не может
оправдаться из-за запрещения государя. В заключение игумен смиренно просил боярина, чтобы тот “печаловался” за
него Василию III.
Прения между Вассианом и Иосифом привели к возобновлению споров о монастыских селах. Сочиненная в более
позднее время повесть “Прение Иосифа” излагает следующий диалог двух известных церковных деятелей. Санин
якобы упрекнул Вассиана за то, что тот учит государя у монастырей и церквей “села” отнимать. Вассиан отвечал ему
словами: “Сие, Иосифе, на мя не лжеши, что аз великому князю у монастырей села велю отымати и у мирских
церквей”.
“Прения” явились памятником публицистики. Тенденциозность этого сочинения сказалась не в фабрикации сведений о
выступлении Вассиана против монастырского землевладения, а в освещении характера этого выступления.
Нестяжатели никогда не “велели” государю отбирать церковные земли в казну. Тем, кто удалился от мира и дал
монашеский обет, доказывал Нил, “не достоит сел имети”. Вассиан Патрикеев следовал заветам учителя. Самая
характерная черта русского нестяжательства заключалась в неприятии насилия как средства исправления монашества.
Секуляризация могла стать спасительной мерой лишь тогда, когда монахи сами пришли бы к осознанию ее
необходимости. (...)
Приход на митрополию Макария и реформы благоприятствовали оживлению церковной мысли. После двадцатилетнего
заточения получил свободу Максим Грек, вновь взявшийся за перо. Ратуя за духовное возрождение общества,
Максим выступил с яркой обличительной проповедью против монастырских стяжаний, ростовщичества, лихоимства.
Ученики Нила Сорского, затаившиеся после расправы с Вассианом Патрикеевым в своих скитах на Белоозере,
подняли голову. Их признанным вождем стал старец Артемий из Порфирьевой пустыни. По инициативе сторонников
реформ Артемий был вызван с Белоозера и занял пост игумена Троице-Сергиева монастыря. Монастырь был один из
крупнейших землевладельцев страны, и из-за разногласий с монахами старцу пришлось вскоре покинуть свой пост.
Вслед за своим учителем Нилом Артемий осуждал мысль о греховности чтения Евангелия простыми людьми, не видел
еретичества во всякой вольной мысли, стремящейся познать истину. Артемий не признавал авторитет учителя иосифлян
Иосифа Санина, настоявшего на сожжении еретиков в 1504 г. В кругу учеников Артемий выражал сомнения по поводу
вины казненных вольнодумцев. Выступления Артемия воскресили давний конфликт между нестяжателями и
иосифлянами. Конфликт имел принципиальное значение для судеб русской духовной культуры. Победа нестяжателей
обеспечила бы более свободное развитие русской мысли. Однако верх одержали иосифляне, организовавшие суд над
московскими вольнодумцами Матвеем Башкиным и знатными дворянами Борисовыми. Поборник Евангелия Башкин
отстаивал идеи любви к ближнему и равенство людей. Подобно Максиму Греку, Ивану Пересветову и Сильвестру
Башкин заявлял о недопустимости рабства (холопства). Он освободил своих холопов и призывал других сделать то же.
На суде Башкина и Борисовых обвинили в том, что они “развратно” толковали Евангелие, “хулили” Христа, утверждая
его неравенство с Богом-Отцом, называли иконы “идолами окаянными”, считали баснословием “все божественное
писание”. Получив донос на Башкина, царь решил поручить розыск о ереси Максиму Греку и Артемию. Однако те
отказались быть судьями. Тогда за розыск взялись иосифляне. Не выдержав пыток, Башкин признал себя виновным и
сказал, что принял “злое учение” из Литвы. Иосифляне были недостаточно осведомлены о взглядах протестантов и
поспешили объявить Башкина и его учителей “латинниками” (католиками). Однако Курбский называл русских
вольнодумцев лютеранами. Взгляды Башкина и Борисовых служили эхом Реформации, бушевавшей в Европе.
Во время суда и розыска Артемий без ведома царя уехал из столицы на Белоозеро. За такое самовольство он был
арестован и доставлен в Москву под стражей. Артемий не считал злоумышленником Башкина, не считал его
толкования Евангелия еретическими, а потому старца сочли единомышленником еретика. С обвинениями против
Артемия выступили игумен Кирилло-Белозерского монастыря Симеон, бывший игумен Ферапонтова монастыря
Нектарий и др. Заволжские старцы лишились поддержки северного центра русской духовности —
Кирилло-Белозерского монастыря, что и предопределило судьбу нестяжательства в целом. Артемий был отлучен от
церкви и сослан на Соловецкие острова. Власти арестовали также “сообщника” Артемия Феодосия Косого. Беглый
хохоп Феодосий подвергал самой решительной критике институт рабства и с позиций рационализма критиковал
священное писание: отвергал догмат о Троице, видел в Христе не Бога, а человека, отрицал бессмертие души, не
верил в чудеса. (...)