149. Вопр. Какое правило дает преподобный Нил для вышеизъясненных трудов
иночества?
Отв. Правило и заповедь о соблюдении для каждою дела - приличнаго времени,
меры и способа. "И самыя сии, говорит он, добрые и благолепныя дела
(умертвие всему, безмолвие, внутреннюю молитву) подобает иноку совершать
благовременно и должным образом,-или, как говорит св. Василий Великий,
предварять все, что делает, благоразсуждением, потому, что без
благоразсуждения и доброе нередко обращается во вред, если не соблюдается
время и мера. Когда же благоразсуждение правильно установит время и меру,
великая польза, чуден прибыток - получается".
150. Вопр. Что говорит о сем св. Иоанн Лествичник?
Отв. "Он, взяв в основание из Писания сие изречение Премудраго: время всякой
вещи под небесем (Еккл. 3, 1), утверждает, что всему и в нашем (иноческом)
пребывании время... Время - безмолвию и время - немятежному общению;
время - непрестанной молитве и время - нелицемернаго служения (братству); да
не прельстит нас неразумное и продерзкое усердие; и да не взыщем желаемаго
времени прежде своего времени, чтобы не лишиться нам и того, что можно было
получить в свое время. Время трудиться над сеянием, и время пожинать класы
неизреченной благодати.... Ту же истину он поясняет иным примером".
151 Вопр. Каким?
Отв. "Крайне опасно воину, неискусному в единоборстве, отделиться от
многочисленнаго ополчения своего, чтобы одному ополчиться против врага;
крайне опасно и иноку вступить в безмолвие прежде, нежели стяжет опытность
и познает свои душевныя страсти: тот гибнет телесно, сей - душевно. Ибо путь
истиннаго безмолвия есть путь мудрых и тех токмо, которые стяжали
Божественное утешение в трудном сем подвиге и помощь свыше-на время
внутренней брани".
152. Вопр. Что сказал Великий Варсонофий о времени безмолвия?
Отв. "Когда один из братии прочитал ему в Патерике, что истинно желающий
спастися должен первее пожить в братстве, перенести и досаждения, и
поношения, и безчестие, и прочее, по примеру самаго Господа, и потом уже
идти на совершенное безмолвие, которое есть восшествие на крест, т. е.
умерщвление себя всему земному и мирскому: тогда старец, выслушав сие,
сказал: "истинно рекли отцы; иначе быть не может". Другому же брату Великий
Варсонофий рек: "прежде нежели человек не войдет в себя самаго и не
возобладает собою (а сие достигается чрез совершенное смирение), - безмолвие
пораждает высокоумие". Он же говорит: "если дерзнешь ступить за свою меру
или черту, знай, что потеряешь и то, что имеешь. Посему держись средины,
внимая воле Божией".
153. Вопр. Что произойдет от несвоевременнаго уклонения в безмолвие?
Отв. "Вот что - страшное: кто восхощет обезпечалитися прежде времени
(сложить с себя всякую заботу внешнюю и дела), тому общий враг подготовит
гораздо более смущения, нежели - покоя, и доведет его до того, что
неблагоразумный подвижник скажет: "увы мне! лучше бы мне не родиться".
Сказал же так святый потому, что с таковыми случаются многия обольщения. И
Григорий Синаит, согласно с сим, говорит: "многие, в безмолвии неискусные,
подвергались прелести древле и ныне подвергаются; после многих трудов
новоначальные и самочинные, за несмысленное свое безмолвствование, бывали и
бывают предметом смеха и поношения от неприязни".
154. Вопр. Какую причину представляет он сего, так сказать, кораблекрушения
для вступающих в безмолвие несвоевременно?
Отв. Высоту и неудободостижимость умной молитвы. "Памятование о Боге,
говорит, т. е. умная молитва - превыше всего в деятельности иноческой, равно
как любовь Божия есть глава всем добродетелям. И тот, кто безстудно и
дерзостно домогается внити к Богу, чтобы беседовать с ним чисто и вселить Его
в себя с понуждением,-тот, говорю, от бесов, если попущено будет, уловляется в
смерть, потому, что гордостно и дерзко, и прежде времени, и недостоин будучи,
устремляется к высоте сей. Токмо сильные и совершенные - в состоянии наедине
противоборствовать бесам и извлекать на них меч, иже есть глагол Божий.
Немощные же и новоначальные, страшась смертельных поражений, не дерзают,
прежде времени, вступить в единоборство со врагом и скрываются в твердыни
послушаний и благоговейнаго общежития".
155. Вопр. Из всего вышесказаннаго о безмолвии - какой выводится урок для
инока?
Отв. "Слыша сие, вещает авва Нил, будем осмотрительны, и прежде времени да
не дерзнем простираться на высокое (подвижничество), чтобы не потерпеть
вреда и не погубить души. Соблюдая приличное время и меру среднюю,
безопаснее и благонадежнее будем идти: средний путь, как говорят Писания
святых, непадателен и непреткновенен".
156. Вопр. Какое время может почесться приличным, и какая мера - среднею?
Отв. "Приличным для безмолвия временем может быть то, которому
предшествует предобучение себя в сожительство с людьми, а средняя мера, и
средний путь есть сопребывание с одним или с двумя братиями, как Св. Иоанн
Лествичник написал: "желающие работать Христу, да избирают приличныя для
сего места и образы жительства, которое может быть троякое: или уединенное,
отшельническое, или безмолствование с одним, с двумя, или же -общежительное.
Указав сии три иноческие пути, Лествичник присовокупил из
Писания: не уклоняйся ни на десно, ни на лево, но путем царским гряди (Втор.
5, 32. Числ. 21, 22)".
157. Вопр. Который путь, по разсуждению Св. Лествичника, благонадежнее?
Отв. "Средний: безмолвное сопребывание с одним иди с двумя много
благонадежнее. Ибо, говорит, горе - единому, когда впадет в уныние, или сон,
или в разленение, или в отчаяние; нет, кто бы его воздвиг и ободрил в тот час.
В доказательство сего он приводит глагол самаго Господа: идеже еста два или
трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Mф. 18, 20). И изречение
Премудраго: блази два-паче единаго (Еккл. 4, 9), т. е. благо отцу с сыном, при
содействии Божественнаго Духа, совместно проходить путь иноческаго подвига...
И кто один без помощи другаго вступает в брань против духов, тот терпит
более опасных от них уязвлений (уморяется)".
158. Вопр. Для кого, по качествам и нраву души, полезно, и для кого -неполезно
безмолвие?
Отв. "Св. Иоанн Лествичник, ясно наименовав благия качества некоторых душ,
присовокупил, что таковым душам, с благим своим нравом и с добрыми
качествами, сопребывание с другими неполезно: будучи под руководством
наставника, они от безмолвия, как от тихаго пристанища, безпреткновенно
востекают на небо, не имея нужды в том обучении, в тех искушениях, кои
происходят от молвы и преткновений общежития. Тем же, кои еще не прошли
искушений и кои побеждаются душевными страстями, отцы возбраняют и
прикасаться к безмолвию, а наипаче - одиночному".
159. Вопр. Какия страсти называются душевными?
Отв. "Страстями душевными называют тщеславие, самомнение, лукавство и
прочия, от них происходящия. Кто недугует сими страстями, и, несмотря на сие,
вступает в безмолвие: тот уподобляется человеку, выскочившему из корабля и на
одной доске думающему безбедно достигнуть берега,-так говорит Св. Иоанн
Лествичник."
160. Вопр. При каких страстях пользует уединенное пребывание?
Отв. "Те, которые борются с плотскими страстями, могут исходить в уединенное
житие, и то не просто, как прилучилось, но в свое время и с руководительством
наставника: ибо уединение требует Ангельской крепости. Стужаемые же от
душевных страстей, да не дерзают даже видеть следов безмолвия, чтобы не
низринуться в изступление... Св. Исаак паче всех отцев ублажал безмолвие (*),
и св. Арсения Великаго восхваляет, как совершеннаго безмолвника; но и он
имел служителей и учеников. Также Нил Синайский, Даниил Скитский и
многие другие, как повествуется в житиях их, имели учеников. И повсюду в
святых писаниях обретаются похвалы и одобрения безмолвию в сопребывании с
одним или с двумя; каковаго сопребывания и я был самовидец во святой горе
Афонской, в окресностях Цареграда и в иных местах".
(*) О св. Исааке известно, что он, ради безмолвия, оставил епископство в
Ниневии.
161. Вопр. Какия духовныя выгоды указывает Авва Нил от сопребывания с
одним или двумя молитвенниками?
Отв. "Брат братом помогаем, яко град тверд (Притч. 18, 19), говорит
Премудрый. Та духовная польза в безмолвном сожительстве с верными и в деле
Божием единомысленными двумя или тремя братиями, что, все, научаясь воле
Божией от святых Писаний, друг друга назидают, когда кому либо из них Бог
даст большее разумение; друг другу помогают во время брани от бесов и
обуревания страстей; и таким образом, благодатию Божиею, все купно восходят
от силы в силу в деле Господнем".
162. Вопр. Какое напутствие при отшествии в уединенное иночествование?
Отв. "Прежде всего, должно предуготовить себя молитвою, да даст нам Бог
свойства потребныя, паче же - терпение к душеполезному пребыванию в келлии,
чтобы, как положим начало сему, не быть нам в посмех врагу, в препятие и
соблазн собратии; но да пребудем твердо в делах добрых, сохраняясь благодатию
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, молитв ради Владычицы нашея
Богородицы и всех Святых в подвигах добродетели просиявших".
163. Вопр. Какия дела указывает св. отец Нил уединенному иноку?
Отв. "Сия суть угодна Богу: пение, молитва, чтение, богомыслие, рукоделие,
труд в какой либо работе. Сие исполняя и к Богу приближаясь, по силе,
внутренним человеком, славу возсылаем во благих делах Отцу и Сыну и Святому
Духу, Единому в Троице Богу - ныне и присно и во веки веков. Аминь".