107. Вопр. Как учит преподобный Нил о надобности памятования о смерти и
страшном суде, для благоуспешности в иноческой деятельности?
Отв. "Отцы сказуют, что в нашем (иноческом) деле весьма полезно и потребно
иметь всегдашнюю память о смерти и о страшном суде, и Филофей Синаит
установляет делу сему чин и порядок. От утра, говорит, до времени ястия
пребудь в памятовании о Боге, т. е. в молитве и хранении сердечном; потому,
же возблагодарив Бога, должно погрузить ум свой в размышление о смерти и о
суде. Кто посвятил себя сему размышлению, тот наипаче да имеет в себе сии
глаголы Господни: в сию нощь Ангели истяжут душу твою от тебе (Лук. 12, 20),
и: о праздне слове, сказал Он, будете отвещать в день судный (Матф. 12, 36),
и: сердечныя помышления сквернят человека. (Матф. 15, 18). И святых
Апостолов вещания да будут выну в уме его: конец приближися (1 Петр. 4, 7).
И: приидет день Господень, яко тать-в нощи (1 Сол. 5, 2). Всем же подобает
нам предстати судищу Христову (2 Кор. 5, 10). И еще: Слово Божиe судит не
токмо делом и словесем, но и помышлением сердечным (Евр. 4, 12)".
108. Вопр. Из отеческих бесед какия слова приводит преподобный Нил о том же
предмете, т. е. о необходимости памяти смертной и суда, для жизни истинно-иноческой?
Отв. "Начальник Отцам Св. Антоний Великий говорит: "так нам должно вести
себя, как бы мы не доживем до конца настоящаго дня". Св. Иоанн Лествичник
пишет: "поминай последняя твоя, и во веки не согрешити (Сир. 7, 39), и
память смертная всегда с тобою да будет". Св. Исаак Сирин поучает: "всегда носи, человече, в сердце твоем память об отшествии твоем". И все Святые
память сию всегда и сами имели и иным, желающим спасения, внушали. И не
только они, но и уроки внешняго, т. е. мирскаго любомудрия поучали памяти о
смерти.
109. Вопр. Что преподобный Нил говорит о трудности стяжать память
смертную?
Отв. "Что сотворим мы, страстные и немощные? взывает он. Откуда научимся
сему деланию, чтобы, хотя мало, водрузить и вкоренить в сердцах своих память
смертную? "В совершенстве и полноте памятование о смерти и о суде есть
дарование Божие и благодать дивная", говорит Св. Исаак. Непостоянство,
парение мысли и омрачающая забывчивость составляют великое препятствие
утвердиться нам в памяти смертной. Часто мы помышляем, иногда беседуем друг
с другом о смерти; но внутрь сердца своего углубить и вкоренить сего не можем.
Не смотря на cиe, да не малодушествуем, и да не прекращаем тщания нашего.
Ибо, при помощи Божией, потрудясь и потерпев, (трудом и временем),
достигнем до желаемаго успеха".
110. Вопр. Какия пособия указывает Преподобный к успеху инока в поучении
памяти смертной?
Отв. "Кто желает успеха в сем, говорит он, да поступает так: пусть памятует он,
что сказано выше, да уразумеет крайнюю надобность и пользу памяти смертной,
- да уразумеет, что как хлеб благопотребнее всех яств: так и память смертная -всех
добродетелей; и как невозможно алчущему не помнить о хлебе: так и
желающему спасения - не иметь памяти о смерти, сказали Отцы.
Далее да соберет он ум свой, и ум да сосредоточит на том, что изрекли Святые в
Писаниях своих о различных и страшных видах и родах смерти, как напр.
Блаженный Григорий Беседовник и многие другие".
111 Вопр. Кроме сего, обучающийся памяти смертной, какое может иметь
nocoбиe?
Отв. Думаю, говорит преподобный Нил, что полезно нам воспоминать и о тех
различных родах смерти, бывших в наше или недавнее время, о которых мы
слышали, или которых сами очевидцами были. Сколько не из мирян, но и из
иноков знаем мы таких, которые благоденствовали, услаждались житием века
сего, имели надежду на долгую жизнь, быв еще далеки от старости, и внезапно
сражены смертию? Многие из них застигнуты часом смерти так быстро, что не
успели и проститься. Одни из них восхищены, когда стояли или сидели; другие
испустили последнее дыхание вдруг, за ястием и питием; иные скончались, идя
по дороге; иные уснули сном вечным на ложе, на которое возлегли с мыслию
успокоить тело малым только и временным сном. Некоторые, якоже вемы (*), в
последний час подверглись истязаниям столь страшным и мучительным, что и
представить себе их ужасно.
Приводя все сие ceбе на память, размыслим: где наши друзья и знаемые? и что
осталось теперь от тех из них, которые были здесь в чести, в славе, облечены
властию, пользовались богатством и всяким вещественным изобилием? Не все
ли это оказалось тля, дым и прах?..."
(*) Авва Нил разумеет здесь случаи, известные только в его время ему с
учениками.
112. Вопр. Какую далее умилительную песнь церковную приводит преподобный
Нил для возбуждения памяти смертной?
Отв. Следующую. "Помянем, говорит он, песнописца (*) вещающаго: кая
житейская сладость печали пребывает непричастна? Или кая слава стоит на
земли непреложна? вся сени немощнейша; и вся соний прелестнейша. Един час,
и вся сия смерть приемлет. Воистинну убо всяческая суета в житии сем, елика с
нами не пребудут по смерти. Не предъидет тамо богатство жития сего; ниже
снидет с нами слава века сего; но пришедши смерть вся сия погубит. Итак,
уразумев суету века сего, для чего мятемся мы всуе, прилепляясь к житейскому?
Путь коим шествуем, краток. Наша жизнь - дым, пар, персть и пепел: является
и вскоре изчезает; даже и путем назвать ее не стоит (и пути худши есть), по
слову святаго Златоуста".
(*) Разумеется Св. Иоанн монах (Дамаскин) коего слова здесь и в следующем
вопросе приводит Св. Нил- из чина погребения.
113. Вопр. Как выясняет преподобный ту мысль Св. Иоанна Златоуста, что
жизнь наша и пути худши есть?
Отв. "Путешествующий, в какую сторону захочет пойти, идет, и в какую не
захочет, нейдет, и когда находится в гостиннице, знает когда пришел в оную, и
когда имеет отойти: вечером пришел, в утро отойдет; а если бы захотел, может
замедлить или ускорит отшествием. А мы, хочем или не хочем, должны
неотложно изъити от миpa сего, и нам неведомо, когда изъидем; и не в нашей
состоит то воле, чтобы остаться здесь на нисколько времени, хотя бы мы и
желали, но внезапно находит на нас воистину страшное таинство смерти: душа с
трудом отходит от тела, разрывая, по изволению Божию, и расторгая составы и
нити, скреплявшия их естественный союз. И что сотворим тогда, если заранее
не подумали об этом часе, если не приготовлялись к нему и обрящемся
неготовыми? О, тогда уразумеем, в коликом подвиге находится душа, при
разлучении с телом! Колико сокрушается, скорбит ища помощи; и нет, кто бы
ей помог: возводит она очи свои к Ангелам, и молит их, но безуспешно;
простирает руки свои к человекам, и нет ей помощи ни от кого, - ни от кого,
разве от Бога и добрых дел".
114. Вопр. Какое наставление выводит преподобный из затруднительнаго и
тяжкаго положения души, разлучающейся с телом?
Отв. "Разумея, говорит он, краткую нашу жизнь, попечемся о смертном часе, не
вдаваясь в молвы миpa сего и в попечения неполезныя. Всуе бо мятется всяк
человек, говорит св. Писание. Хотя бы мы и весь мир прибрели себе, но в гроб
вселимся, ничего не взяв туда из миpa сего, ни красоты, ни славы, ни власти,
ни чести, ни другаго какого-либо здешняго блага. Вот мы смотрим в гробы, - что
же видим? созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую
доброты. Видя напр. обнаженныя кости, узнаем ли из них: кто царь, кто
нищий, кто славный, кто неславный? где красота и велелепие миpa сего? Не все
ли обратилось в смрад и приняло вид отвратительный? И вот все, что мир имеет
прекраснаго и вожделеннаго, изменилось в непотребство и ничтожество: как
увядший цвет отпадает, как тень мимоходит, так преходит все человеческое.
Почудимся такой превратности и воззовем в душе своей: о чудесе! что сие, еже о
нас бысть таинство? како предахомся тлению? како припрягохомся
(подверглись) смерти? Воистинну Божиим повелением, якоже есть писано. (*)
За преступление заповеди Адам подпал болезни (всякому бедствию); и за
вкушение от древа в Едеме, когда змий изблевал яд свой, всеродная (для всего
рода человеческаго) вошла смерть, поражающая нас. Но Владыка, который,
глубиною неизреченной Своей мудрости, полагает пределы жизни нашей, и во
власти Своей имеет державу смерти, снисшедши, низложил змия и, даровав нам
Воскресение (заслужив нам то благодеяние, чтобы в определенное время
воскреснули), преселяет рабов своих к иной жизни".
(*) См. чин погребения, после 9 песни, самогласны, песнь 8 гласа: Плачу и
рыдаю...
115. Вопр. Доселе преподобный Нил учил о памяти смерти: как учить он о
памяти суда страшнаго! Ибо та и другая вместе составляют для инока великое
охранение, возбуждение и подкрепление.
Отв. "Теперь, вещает он ученикам и братии своей, приимем в ум свой, приимем
второе пришествие Господне, и наше воскресение, и страшный суд, воспоминая
все то, что Господь изрек в Евангелии Своем о сих событиях. По скорби дний
тех, рек Господь, селнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут
с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знамение (по
толкованию Св. Отец - крест) Сына человеческаго на небеси: и тогда
восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех
небесных с силою и славою многою. И послет Ангелы Своя с трудным гласом
велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их"
(Матф. 24, 29-31). Сия словеса Господни написал богогласный Матвей.
Возлюбленный же ученик Господа, Иоанн Богогласный, передает следующие
глаголы Его: грядет час, в оньже ecu сущии во гробех услышат глас Сына
Божия, и услышавше оживут, и изыдут сотворшия благая, в воскрешение
живота: a сотворшии злая, в воскрешение суда (Иоан. 5, 28, 29). И паки
евангелист Матфей пишет; егда приидет Сын человеческий в славе Своей, и вcu
свяmиu Ангели с Ним: тогда сядет на престол славы Своея. И соберутся пред
ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от
козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь
сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте
уготованное вам царствие от сложения миpa. Сущим же ошуюю Ею речет, идите
от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его. И идут
сии в муку вечную: праведницы же - в живот вечный (25, 31-34, 41, 46)".
116. Вопр. Какия чувствования выражает преподобный Нил, праведнии сии
предвещат о втором пришествии Христовом и о суде?
Отв. "Что, взывает он, что, братия, может быть страшнее и ужаснее того
грознаго зрелища и видения, которое на страшном суде представят нам собою
все согрешившие и непокаявшиеся, когда, за нераскаянность свою, отошлются
они, праведным определением Божиим, к вечным мучениям, когда, в лютом
трепете, возопиют они неуслышанно и восплачутся горько? Как не тронемся и
не возрыдаем, вообразив в уме своем те страшныя и лютыя муки, о которых
сказует Писание: огнь вечный, тьму кромешную, пропасть глубокую, червя
лютого и неусыпающаго, скрежет зубов, и прочия страдания, имеющия
постигнуть людей, согрешивших и делами своими прогневавших преблагаго
Бога, от нихже первый есмь аз окаянный? Какой страх, братия, объимет нас,
когда поставятся престоли, разгнутся книги, и Бог сядет на суде со славою, и
Ангели будут предстоять Ему в трепете? И что сотворим тогда мы, во многих
грехах виновные, когда услышим, как Господь призывает благословенных Отца
Своего в царствие небесное, грешных же, отделив от среды избранных, отсылает
в муку? Какой дадим ответ? что скажем, когда все дела наши предстанут нам в
обличение, и все наши тайныя слова, помышления, всё, днем и ночью,
сокровенно содеянное - обнаружится пред всеми? Какой срам тогда покроет
нас? Отречься от студных дел не будет возможности; истина уличит, и страх
превеликий и стыд поразит души грешных. Не то будет с праведными: они в
радости и веселии внидут в чертог небесный, приемля награду за добрыя свои
дела. И кто может, братия, изрещи страх оный и ужас втораго пришествия
Господня, и суда страшнаго и неумытнаго (неподкупнаго, нелицемернаго)?
"Если бы, говорит некто из отцев, возможно было тогда умереть, весь мир умер
бы от страха".
117. Вопр. Какое наставление преподал Авва Нил в заключение сказаннаго в
главе сей?
Отв. "Посему-то, вещает он братии, убоимся и ужаснемся, и углубим все cиe в
уме нашем. И хотя бы сердце наше и отвращалось памяти и помышления о
грядущих страхах, станем принуждать его к тому, и да вещаем в душе своей
выну: "увы, омраченная душа, се приближилось время твоего с телом
разлучения! Доколе не отстанем от злых дел? доколе в разленении пребываем?
что не помним страшный час смертный? что не трепещем страшнаго судища
Спасова? какой принесешь туда ответ и оправдание? Се дела твои предстоят,
обличая тебя и свидетельствуя противу тебя! Но, о душе, доколе имаши время,
примись за благое житие; прибегни ко Господу, предвари Его и верою возопий:
"согреших, Господи, согреших пред Тобою много, но ведаю благосердое Твое
человеколюбие. Посему припадаю и молюся Твоей благости: да приидет на мя
милость Твоя (*), Владыко; яко смятеся душа моя, и болезненна есть во
исхожденни моем от окаянного моего и сквернаго телесе сего; да не когда
лукавый супостата совет срящет, и препнет ее во тьме за ведомые и неведомые в
житии сем бывшие ми грехи.
(*) Эта молитва принадлежит великомученику Евстратию и преп. Макрине.
Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых
демонов; но да приимут ее Ангели Твои светлии и пресветлии. Имеяй власть
оставляти грехи, остави ми, да почию, и да не обрящется грех мой пред Тобою,
еже согреших, немощи ради естества моего, словом, делом и помышлением, в
разуме и неразумии.
Да обрящуся пред Тобою в совлечении тела моего, неимущь никоея же скверны
на образе души моея, и да не приимет мене грешника рука темнаго князя миpa
сего, еже исторгнути мя во глубину адову; но предстани мне, и буди ми Спас и
заступник! Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою,
и чисту ее покаянием и исповеданием приими, и Твоею силою возведи мя на
Божественное Твое судище. И, егда приидеши, Боже, на землю со славою, и
сядеши, Милостиве, на престоле Твоем праведный Твой суд судити; мы же вcu
наги, яко осуждени, неумытному Твоему суду предстанем, и егда начнеши
творити испытание нашим согрешениям: тогда, Преблагий, не обличи моя
тайная, и не посрами меня пред Ангелы и человеки; но пощади мя, Боже, и
помилуй мя. Страшное Твое судище помышляя, Преблагий, дне суднаго трепещу
и боюся, от совести моея обличаем, и скорблю зело о деяниях моих лукавых, и
недоумеваюся, како отвещаю Тебе, безсмертному Царю? ибо много Тя
прогневах. Коим дерзновением воззрю на Тебя, страшнаго Судию, аз скверный и
блудный? Но, Господи благоутробне, Отче, и Сыне Единородный, и Душе
Святый помилуй мя и избави мя тогда огня неугасимого, и сподоби мя одесную
Тебя стати, Судие праведнейший.