75. Вопр. Как отзывается преподобный Нил о подвиге против сребролюбия?
Отв. Сей подвиг не так труден, как подвиг против страсти блудной. "Недуг
сребролюбия, говорит Отец наш, (зараждается) вне естества нашего, и
происходит от маловерия и неверия, сказали Отцы. Посему, от внимающих себе
со страхом Божиим и истинно желающих спастися он не требует против себя
больших усилий. Но когда он укрепится в нас, то бывает злее всех недугов; и
если поработимся ему, то ввергает нас в такую пагубу, что Апостол называет его
не только корнем всякаго зла, напр. гнева, скорби и прочаго, но и
идолослужением (1 Тим. 6, 10. Кол. 3, 5).
Многие из сребролюбия не только прервали благочестивое житие свое, но и, в
вере погрешив, душею и телом погибли, как явствует из Св. Писании.
Собирающий злато и сребро, и уповающий на него, обнаруживает сим свое
неверие в ту истину, что Бог печется о нем, сказали Отцы. И то еще говорится
в их Писаниях, что если кто порабощен гордостию или сребролюбием, то по
тому самому, что та или другая из сих страстей господствует в нем, бес уже не
борет его иною какою либо страстию: для него и та одна достаточна к его
погибели. Посему всячески надлежит ограждать себя от столь гибельной и
душетленной страсти, прося от Господа Бога: да отженет от нас дух
сребролюбия".
76. Вопр. Не простирается ли сия страсть и на другие предметы, кроме сребра и
злата?
Отв. Простирается. "Не токмо, говорит преподобный, надлежит нам остерегаться
пристрастия к злату, и сребру и к имуществу, но и ко всякой вещи, сверх
необходимой потребности, именно: к одеянию, к обуви, к келлии, к сосудам и
ко всяким орудиям (напр. для рукоделия и т.п.).
То, что есть у нас, да будет немногоценно, не преукрашенно, удобно
приобретаемо и не соединено с какими либо заботами и безпокойством, дабы не
впасть нам в мирския связи.
Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием в том состоит, чтобы
не только не иметь, но и не желать никаких стяжаний. Это есть путь, ведущий
нас к душевной чистоте".