84. Вопр. Что говорит преподобный Нил о неудобоодолимой силе уныния и о
смертоносном действии его на душу?
Отв. "Если возобладает нами уныние, то душе предлежит великий подвиг. Лют
сей дух- дух уныния; а совокупляясь с духом скорби и чрез него подкрепляясь,
он становится лютее и тягостнее. Он нападает с наибольшею силою против
живущих в безмолвии. Когда воздвигнутся на душу жестокия волны уныния,
человек теряет надежду видеть конец их, и враг влагает ему мысль
(убийственную), что велико его страдание в настоящее время, а впоследствии
еще увеличится, что он оставлен от Бога, что Бог о нем уже не печется; или,
как нашептывает враг, что все происходит в мире без промысла Божия, и то,
что приключилось с ним, никому, кроме его, не приключается".
85. Вопр. Как разсеевает преподобный Нил сии мрачныя и отчаянныя мысли?
Отв. "Нет, говорит он нет! Бог, яко чадолюбивый Отец, не нас только грешных,
но и Святых Своих, от века благоугодивших, как детей своих, поражал
духовным жезлом из любви, да более и более преуспевают в добродетелях. О,
тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение
непременное, посещение милости Божией и утешение. Как в злолютый оный час
человеку представляется невозможным пребывать долее в своем месте, в своем
устроении и деле; враг все, даже самое доброе, показывает ему в виде
отвратительном: так, и по миновании этого часа, все просветляется для него, все
начинает иметь для него вид приятный; скорбное исчезает так, как бы его вовсе
не было; и он новою возгревается теплотою усердия к доброделанию, и
удивляется изменению своему на лучшее.
Тогда решимость его - всегда жить свято и богоугодно, становится тверже от той
уверенности, что Бог своею милостию все устроит ему на пользу, и наводит
искушения единственно из любви к нему, для усовершенствования его. Тогда он
и любить Бога начинает любовию более пламенною и крепкою, уразумев, что
верен Господь и никогда не попускает на нас искушение свыше сил наших (1
Кор. 10, 13)".
86. Вопр. "Как преподобный Нил ободряет унывающаго против врага нашего
спасения?
Отв. "Враг ничего не может нам сделать без Божия попущения; и он опечаляет
дух наш не столько, сколько бы ему хотелось, но сколько попустится ему от
Бога. Уразумев же сие из собственных опытов, инок более и более умудряется
переменами, с духом его превосходящими, и доблестно претерпевает всякое
скорбное нанесение, ведая, что инок ничем так не может доказать любви своей
к Богу, как благодушным перенесением печальных обстоятельств, и что сие
возводит его к высшему совершенству. Ибо, как говорит Иоанн Лествичник,
"ничто столько не уготовляет иноку венцов, как уныние, если он, ни на что не
смотря, неослабно нудит себя к божественному деланию (к молитве и
богомыслию)".
87. Вопр. При нападении уныния чего наипаче должно опасаться иноку?
Отв. "Когда, говорит преподобный, настанет страшная брань от духа уныния,
тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь,
чтобы не впасть в хуление: ибо враг, во время уныния, сим оружием, т. е.
оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу. Одолеваемый унынием,
человек, по внушению врага, исполняется сомнения, страха и в отчаяние
приводящих помыслов, что он не может быть помилован от Бога, не может
получить прощения грехов, избавления от вечных мук и спасения. Многие и
другие худые помыслы, которых описать нельзя, вторгаются в душу, и не
отступают ни во время, ни после чтения и службы. Все усилие да употребит
тогда инок, чтобы не ввергнуться в отчаяние и не вознерадеть о молитве".
88. Вопр. Какое наставление преподобный Отец делает касательно совершения
молитвы во время уныния?
Отв. "Сколько силы есть, надлежит молиться; и весьма полезно во время
молитвы повергаться лицем. Да молится же унывающий, по наставлению
великаго Варсонофия, так: "Господи, виждь скорбь мою, и помилуй мя. Боже,
помози мне, грешному". Или, по научению Симеона новаго Богослова, так: "не
попусти на меня, Владыко, иску-шение, или скорбь, или болезнь свыше силы
моея; но избави от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением".
Иногда инок, стужаемый от духа уныния, возносит молитву свою, возведя очи
свои на небо и простерши руки ropе, как научил Григорий Синаит молиться на
страсть сию, т. е. страсть уныния, которая, равно как и страсть блудная, есть,
говорит сей Отец, самая жестокая. К молитве против уныния приложи чтение и
рукоделие, понуждая себя к ним; ибо то и другое великую подают помощь в
борьбе сей. Бывает, что, и за всем сим, нет облегчения душе, боримой унынием:
тогда всевозможно надобно крепиться и изо всей силы вопить в молитве".
89. Вопр. Как противустать духу неблагодарности и хуления, пораждаемому
унынием?
Отв. "Против духа и неблагодарности и хулы стой, так вещая: "иди за мною,
сатано: Господу Богу моему поклонюся, и Тому Единому послужу, и. все горькое
для меня и прискорбное приемлю с чувством благодарения, как ниспосланное от
Него для очищения и изглаждения грехов моих, как написано: гнев Господень
подъиму, яко согреших Ему (Мих. 7, 9). Тебе самому, на твою главу,
неблагодарение и хула да обратятся, и тебе да вменит их Господь: отступи убо
от меня: Бог, создавый меня по образу Своему и по подобию, да низложить и да
отженет тебя".
90. Вопр. А если и после сего не престанет стужать этот дух, что советует
преподобный Нил?
Отв. "Тогда перенеси мысль свою на иной какой предмет, божественный или
человеческий. Паче же и первее всего, душа, желающая угодить Богу, да
держится терпения и упования, говорит Святый Макарий. Ибо с тем
намерением лукавый дух и наводит на нас уныние, чтобы лишить душу
упования на Бога: ибо, ведая немощи наши, Бог никогда не допускает чтобы
душу, уповающую на Него, одолели напасти. Если и люди знают, коликую
тяжесть наложить ослу, и коликую - вельбуду, и надагают на каждаго по силе
его; если и горшечник знает, сколько времени надлежит держать на огне
делаемые им сосуды, дабы, излишне передержанные, они не не растреснулись,
не додержанные же не оказались слабыми; если, говорю, и в людях есть
довольно на это дело разсуждения: то не тем ли паче разум Господа Бога ведает,
какое каждой душе навести искушение, дабы сделать ее годною и способною к
небесному царствию, и удостоить ее не только будущей славы, но и здесь -утешения
от Святаго Духа. Ведая да терпим все доблестно и безмолвно, сидя
внутрь своей келлии. Впрочем, бывает иногда крайняя нужда, говорит Св.
Василий Великий, войти в общение и собеседование с каким либо опытным и
назидательным человеком: благовременное и благонамеренное посещение такого
человека и беседа с ним в меру (без празднословия и многословия) могут не
только изгнать из души уныние, в ней гнездящееся, но и, доставив некоторое
отдохновение, придать силы и усердие к дальнейшему подвигу во благочестии.
Однакоже Отцы утверждают, уразумев из собственнаго опыта, что в часы
искушения, лучше пребыть в келлии неисходно, безмолвствуя".