18. Вопр. Что должно разуметь под мысленным деланием?
Отв. Размышление, богомыслие, созерцание и сердечную молитву, или беседу с
Господом внутреннюю.
19. Вопр. Какое побуждение авва Нил имел преподать наставление о сем
делании?
Отв. Пример Святых Отцев. "Поелику многие из Святых Отцев различными
беседами научили деланию сердечному, мысленному блюдению и умному
хранению: то и аз, многогрешный и неразумный, собрав от духоносных Отцев,
что изрекли они о сем предмете, написал на воспоминание себе и пр."
20. Вопр. Кем научаемые Святые Отцы научали внутреннему деланию?
Отв. Благодатею Божиею. "Каждый из святых Отцев, как научен был от
Божией благодати, так, в различных поучениях, но в одном смысле и разуме,
наставлял и других, прияв наставление от самого Господа, глаголющаго: от
сердца исходят помышления злая, и та сквернят человека (Матф. 15, 18), и
повелевающаго внутреннее сосуда очищати (Матф. 23 26) и кланятися Отцу
духом и истинною (Иоан. 4, 24). В том же смы-сле разумеють они и сии слова
Апостола: аще молюся языком, т. е. усты, дух мой молится, т.е. глас (голос)
мой, ум же мой без плода есть. Помолюся убо духом, помолюся же и умом (1
Кор. 14, 14. 15.)
21. Вопр. Каких Отцев и какия именно слова приводить авва Нил о внутреннем
делании инока?
Отв. Святою Агафона: он сказал, "что телесное делание - внешняя молитва, не
более, как лист; внутреннее же, т. е. умная молитва, есть плод". И потом сей
же Святый присовокупляет сюда страшное изречение Господа: всяко древо, не
творящее плода, т.е. умнаго делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо. И:
"кто одними устами молится, а об уме небрежет, тот молится на воздух; ибо Бог
уму внимает." Святого Варсонофия, который говорит: "если не внутреннее
делание с Богом поможет человеку, всуе труждается во внешнем". Святого
Исаака Сирина, который телесное делание без умнаго уподобляет ложеснам
неплодным и сосцам без млека; потому что оно не приближает к разумению
Бога. Блаженною Филофея Синаита, который касательно иноков, держащихся
токмо телеснаго делания, по простоте же своей неведущих мысленной брани,
сопровождаемой иногда одолением, иногда же падением, и посему не брегущих
об уме, повелевает молиться и поучать их, чтобы они не только огребалися от
явных злых дел, но и очищали свой ум, который есть око души."
22 Вопр. Одним ли отшельникам и пустынникам принадлежит внутреннее
иноческое делание?
Отв. Нет. В прежния времена святые Отцы, не токмо живя в отшельничестве и
во внутренних пустынях и во уединении, от всего соблюдали ум свой, и
благодать обретали и достигали в безстрастии чистоту душевную; но и в
монастырях пребывая-в монастырях, не удаленных от мира и в городах
находящихся. Так напр. Симеон, новый Богослов, и старец его Симеон
Студийский, как светила, просияли дарованиями духовными посреди
царствующаго града, (*) в великой обители Студийской, среди великаго
многолюдства. То же известно о Никите Стифате и о многих других. Посему-то
и блаженный Григорий Синаит трезвению и безмолвию, которое есть не что
иное, как делание духовное, поучал не только отшельников и в уединении
живущих, но повелевал и в общежитиях находящимся внимать сему и пещися:
ибо ведал он, что все вообще Святые обрели благодать Духа, исполнением
заповедей Христовых прежде - чувственно, а потом духовне. И без сего чудное и
великое то дарование не обретается, сказали Святые Отцы. "Как не возможно
жить без пищи и пития, говорит блаженный Исихий Иерусалимский: так без
хранения ума (оно-то и есть трезвение) не возможно душе достигнуть какой
либо степени духовной, хотя бы кто и удерживал себя от грехов страхом мук.
От истиннаго исполнителя заповедей Божиих требуется не только то, чтобы
внешними действиями исполнял оный, но чтобы - и ум и сердце свое сохранял
от нарушения того, что заповедано".
(*) Царьграда или Константинополя.
23. Вопр. Кроме благодатной помощи к стяжанию умнаго делания или умной
молитвы, кто еще нужен?
Отв. Наставник. В подтверждение сего авва Нил приводит слова Симеона,
новаго Богослова, который говорит: "великое сие и прекрасное и светородное
делание многие прибретали посредством обучения; но редкие прияли его от
Бога, без обучения, и токмо усильным упражнениям и теплотою веры". То же
подтверждают Григорий Синаит и многие другие из Святых. Но крайне трудно,
прибавили они, обрести благонадежнаго (непрелестна) наставника в сем чудном
делании. Под благонадежным же наставником они разумели такого, который
стяжал делание, мудрость и разсуждение духовное, основанныя на
божественных Писаниях. И если, по свидетельству Святых Отцев и в то
(подвижническое) время едва можно было обрести благонадежнаго учителя по
сему предмету: то ныне, во времена крайняго оскудения и обнищания духовнаго,
еще с большим трудом должно искать ого".
24. Вопр. Если же не обрящется наставник в умном делании, что повелевают
Святые Отцы?
Отв. Обратиться к божественным Писаниям. "Если не обрящется наставник,
Святые Отцы повелели учиться от божественных Писаний, слыша самаго
Господа, глаголющаго: испытайте Писаний, и в них обрящете живот вечный
(Иоан. 5, 39). Елика бо преднаписана быша во святых Писаниях, в наше
наказание преднаписашася, глаголет Св. Апостол (Римл. 15, 4)".
25. Вопр. Каким чувством и какими словами авва Нил заключает свое
предисловие?
Отв. Живым чувством и словом глубокого смирения и самоуничижения. "Так
как святии, подвизаясь внешним и внутренним подвигом, трудились в вертограде
сердца своего, и очистив ум от страстей, обрели Господа и стяжали разум
духовный: нам же, палимым пламенем страстей, повелели почерпать живую
воду от источника божественных Писаний,-воду, могущую угасить палящия нас
страсти и наставить на всякое разумение истины: то и я, многогрешный, собрав
от Святых Писаний все, что сказано о сем предмете духоносными Отцами,
написал на воспоминание себе, исповедаясь, что сам я, нерадивый и ленивый,
не был делателем сего: ибо ничего добраго я не совершил, но остаюсь пуст
всякой добродетели, внешней и духовной, как некий проданный раб страстей, во
всем им покорливый. Находясь не в числе тех, кои наслаждаются здравием,
благодушием и свободою от страстей, но причисляя себя тем, которые страждут
в узах тлетворных страстей, я изложил нечто о сем предмете по долгу моему, не
от себя, но от святых Писаний, немногое собрав от многаго, как пес от крупиц,
падающих от трапезы словес господий своих блаженных Отец,-да будем
подражателями их хотя вмале".