65. Вопр. Что сказал преподобный Нил о подвиге против блудных помыслов?
Отв. Он называет подвиг сей великим и многотрудным. "Велик нам, говорит,
подвиг в борьбе с духом блудным и крайне труден (лют зело): ибо борьба сия
объемлет и душу и тело. Посему крепко и непрестанно надлежит нам стараться
о том, чтобы бодренно и неусыпно соблюдать сердце свое от блудных мыслей, а
наипаче-в святые праздники, когда уготовляемся причаститься Святых Таин: в
это время враг всячески силится осквернить нашу совесть."
66. Вопр. Как побеждать блудные помыслы?
Отв. "Когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе
страх Божий и приводить себе па память то, что от Бога ничто не может быть
утаено, ни даже самое тонкое движение сердечное, и что Господь есть судия и
истязатель за все, и за самое тайное и сокровенное. Должно тогда оживить в
памяти своей и то обещание (иноческое), которое изрекли мы пред Ангелами и
человеками,-обещание пробыть в целомудрии и чистоте".
67. Вопр. Как разумеет преподобный Нил целомудрие? И сколь велико бедствие
- впасть в грех, целомудрию противный?
Отв. "Целомудрие и чистота не ко внешнему только житию относится, но
обителью целомудрия должен быть потаенный сердца человек, соблюдающий
себя от скверных помыслов: сие-то пред Богом многоценно и вселюбезно. А кто
часто предается мыслям блудным и сквернит себя ими, тот любодействует в
сердце своем, сказали Отцы. И если не соблюдет себя, то от мыслей - и к
самому делу приходит. Сколь же велико бедствие, - самое это дело, - видно из
того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев
сей грех: они именуют его падением. Ибо впадший в него становится
бездерзновенен и сильно влечется (поревает) к отчаянию".
68. Вопр. Какой совет собственно иноку преподает преподобный Нил на случай
борьбы с духом блудным?
Отв. "Полезно, по моему мнению, говорит он, во время брани против блуда,
размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находимся,-размышлять,
что мы облечены в образ Ангельский: как же дерзнем попрать
совесть нашу и уничижить носимый нами Ангельский образ мерзостию блудною?
Воспомянем еще стыд и срам пред человеками; ибо и представлением стыда и
срама можем отразить студное и гнусное намерение. В самом деле, вообразим
себе, что мы застигнуты кем либо в сквернодействе: не пожелали ли бы мы
тогда лучше умереть, нежели обрестися в таком сраме? Так и иными способами
потщимся отсекать нечистые помыслы".
69. Вопр. Иными, говорит. Какими же именно иными?
Отв. Молитвою. "Главное же, говорит преподобный Нил, и сильное и
победоносное оружие против духа нечистот состоит в прилежной молитве ко
Господу Богу, как учат Святые Отцы. Максим Исповедник наставляет
вооружиться на блудные помыслы молитвою, заимствуя слова для молитвы у
псалмопевца Давида: изгоняющии мя ныне обыдоша мя (Псал. 16, 11); радосте
моя, избави мя от обышедших мя (Псал. 31, 7). И Иоанн Лествичник, беседуя
о сем же предмете, представляет нам образец, какою молитвою поборать
помыслы блудные: Боже, в помощь мою вонми (Псал. 69, 1) и сему подобное ".
70. Вопр. Какой совет из жития Даниила Скитскаго извлекает преподобный Нил
на тот же случай, т. е. на случай упорной борьбы против духа блуднаго?
Отв. "Полезно, говорит, в этом случае призывать на помощь тех святых, кои
известны нам особенным подвигом своим и трудами в сохранении чистоты и
целомудрия. Так Даниил Скитский брату, ратуемому от блуда, приказал
молиться, призывая на помощь мученицу Фомаиду, за хранение целомудрия
убиенную, - молиться же так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды, помози
мне; и боримый брат, помолясь у гроба мученицы, тотчас избавлен от блудной
страсти. Имея таковые благодатные опыты, и мы да молимся по примеру сему,
и да призываем на помощь тех, коих подвиги в сохранении целомудрия и
чистоты изображены в Святых Писаниях (*)".
(*) Из Святых угодников, нетленно почивающих в Киевских пещерах, можно
призывать во время борьбы с нечистыми внушениями: Иоанна
Многострадальнаго и Св. Моисея Угрина, которые в нашей церкви то же, что Иосиф прекрасный - в ветхозаветной.
71. Вопр. Что велит преподобный Нил сделать, если брань не утихает?
Отв. "Если, говорит, брань длится и нападение от врага не прекращается: то,
встав и простерши на небо очи и руки, молися, по наставлению Св. Григория
Синаита, и Бог отженет помыслы. Молись же так: "Ты, Господи, силен, и Твоя
есть держава. Ты Сам, Господи, побори и победи за нас в брани сей." И Св. Иоанн Лествичник научает: "Возопий, говорит, к могущему спасти тебя не хитро
сложенными словами, но смиренным и простым вещанием сим: помилуй мя
Господи, яко немощен есмь; и тогда познаешь силу Вышняго, и невидимых
врагов невидимо отженешь. Бей всегда ратники
именем Иисусовым; ибо крепче сего оружия ты не обрящешь ни на небе, ни на
земле." По замечанию Иоанна Лествичника, бес назирает за нами, и в то время,
когда мы не можем вооружиться против него молитвою телесне (помолиться
внешне и внутренне), он наипаче востает на нас. Внимай убо бдительно, о
иноче, и не ослабевай на то время в молитве, когда смущают тебя скверные
помыслы. Возведи, как прежде сказали мы, око свое, и телесное и душевное, в
час и день лют, ко Господу сил; и своим опытом уразумеешь, что силою
Вышняго и не видимою помощию отражается всякая вражеская сила. А ежели
обленишься и ослабеешь, то подвергнешься стыду, не одержав победы и
осквернив свою совесть".
Отв. "Надобно, говорит он, принять меры против того злокознства диаволова,
когда представляются в памяти и воображении нашем лица женския и иныя
доброзрачныя. Хотя бы лица сии были благочестивыя, и хотя бы воспоминание
о них было, по видимому, безстрастно,-память о них и воображение тотчас
должно отсечь. "Если же замедлим, то злый прелестник удобно превратит и
облечет мысли в скверное и мерзское похотствование."
73. Вопр. Какую еще предосторожность внушает преподобный Нил против
разжения плотскаго?
Отв. Следующую: "иногда, говорит, мы и сами огорчаваемся на помыслы
блудные и, размышляя о них, зазираем и устыждаем себя самих за то, что
покушаемся на такия гнусности, которыя приличны только безсловесным;
иногда же и тем; что, будучи противуестественно, скоту чуждо, обуреваемся. Но
в сих чувствованиях, благих и делу приличных, не должно, особенно
новоначальным, надолго задерживать ум свой, дабы, под предлогом борьбы с
духом нечистоты, более не поработить себя страсти. Посему безопасные для нас
то, чтобы отревать (прилоги) первоначальныя мысли. Вступать же с ними в
брань свойственно сильным, кои в состоянии благоугодно различать и
распределять помыслы сии".
74. Вопр. Какая последняя предосторожность против того же внушается
преподобным Нилом?
Отв. "Сохраняй себя от собеседования с женщинами и от взирания на них;
удаляйся от сожительства с юными, женовидными и красивыми лицами, и от
взоров на них удерживайся. Ибо се есть сеть диавола на иноки, как сказал
некто из Отцев. И, если возможно, не бывай с ними наедине, говорит Святый
Василий Великий, ни в нужней потребе. Ибо ничего нет нужные для тебя души
твоей, за которую Христос умер и воскрес. Наконец отнюдь не слушай ни от
кого непристойных разговоров, коими раздражаются страсти".