1. Вопр. Для кого преподобный Нил составил свое иноческое наставление, под
названием: Предание о жительстве скитском?
Отв. Для себя самого и для руководства учеников своих: "Вседействием Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и при помощи пречистыя Его Матери,
написал я, говорит он, душеполезное наставление cиe для себя самого и для
присных братий моих о Господе, которые единаго со мною нрава. Братиями
своими я вас называю, а не учениками: ибо един наш учитель-Господь Иисус
Христос, Сын Божий, давший нам божественное Писание, также Святые
Апостолы и преподобные Отцы, которые научили и научают спасению род
человеческий. Они наперед сами исполнили всякую добродетель, а потом иных
наставляли. Я же ни единой не совершил добродетели, а только сказую
божественное Писание (*) тем, которые приемлют оное и желают спастися."
(*) Под божественным и святым Писанием авва Нил разумеет не одно в
собственном смысле Священное и Боговдохновенное Писание, но и вообще-писания
церковныя и святоотеческия. Читателю нужно знать это, чтобы
избегнуть недоумений при дальнейшем изучении настоящаго творения Святаго
Отца.
2. Вопр. Чем возбуждается к сему преподобный Нил?
Отв. Памятованием о будущей загробной жизни. "Пришельцы мы здесь и
пресельницы (Евр. II, 13), глаголет Писание. Вечная же наша жизнь и
нескончаемое существо ваше, говорит преподобный Нил, там - по смерти, или в
блаженстве, или в мучении, коими воздаст Бог каждому, по делам его. Должно
убо нам попещись о будущем вечном нашем житии по смерти. Посему то, я, еще
в сей временной жизни пребывая, предаю писание cиe (т. е. устав свой) о
Господе братии моей, как для моего спасения, так и для всех желающих
спастися,- предаю, желая воздвигнуть совесть нашу к вящему преспеянию и
сохранить себя от безпечности и жизни небогобоязненной, а также-в обличение
изветов и мудрований плотских человеков, и всякаго лукаваго и злаго внушения,
влагаемаго общим нашим врагом и льстецем и собственною нашею леностию".
3. Вопр. Что преподобный Нил полагает в ocновaние своего наставления
инокам?
Отв. Святую, правую веру. "В начале-первее всего, признаю должным положити
- внушить о вере, говорит преподобный Нил: "Верую во единаго Бога, в Троице
славимаго: Отца, и Сына, и Святаго Духа, единосущнаго и нераздельнаго.
Также и в воплощение Сына Божия верую, исповедую Его совершенным Богом
и совершенным человеком, и прочее исповедание православной веры все
приемлю, и исповедую всею моею душою. И Госпожу мою, святую, пречистую
Богородицу со многою верою и любовью исповедую, величаю и славлю, и всех
Святых почитаю приемлю и прославляю, и соединяюсь благодатию Христовою и
прибегаю вседушевно ко святой, соборный и апостольстей Церкви, и все ея
учение- все догматы и заповеди, которые приняла святая Церковь от Господа, от
святых Его Апостолов, от святых соборов Вселенских и поместных и от святых
Отцев, прияв же предала к православному верованию и завещала содержать и
исполнять,-все те догматы и учения приемлю и чту со многою верою и любовию.
Всякое же еретическое учение и предания лжеименных учителей проклинаю я
сам и сущие со мною (соиноки и сподвижники): еретик всякий да будет нам
чужд."
4. Вопр. Что в особенности побудило преподобнаго Нила к составлению своей,
поистине душеполезной книжицы?
Отв. Желание многих жить и иночествовать с ним, и желание самого
преподобнаго предотвратить всякое самочиние и своеволие в приемлемых от
него на иноческое сотрудничество. "Многие благоговейные братия приходят ко
мне, изъявляя желание жительствовать с нами (для иноческаго труда). И
сколько ни отказывал я, потому, что и сам человек неразумный и грешный, и душею и телом немощный,-не смотря на отказы, не дают мне покоя и не
престают мне стужать (прося о принятии). И вот разсудили мы, что те, кому
есть воля Божия придти к нам, долженствуют содержать предания Святых Отец
и хранить заповеди Божии, не прельщая себя ложным извинением, будто бы
ныне не можно уже жить по Писанию и последовать Святым Отцам.
Нет; хотя мы и немощны, и хотя не возможно нам сравнятся с ними, однакоже,
сколько у нас есть силы, должно нам уподобляться и подражать
приснопамятным и блаженным Отцам (преподобным Феодосию
Киевопечерскому, Антонию и прочим).
Кто же не согласен на сие, тот да престанет стужать моему окаянству. Я не
приемлю таковых и удаляю: не я прихожу к ним, желая начальствовать; но
сами они принуждают меня к сему, приходя ко мне. Ежели же некоторые и из
пребывающих у нас не тщатся исполнять сего, ежели и они не послушают
слова, которое предлагаю им от святых Писаний, я не хощу быть в ответе за
них, и неповинен (преподав им должное). А тех, которые изволяют жить по
наставлению нашему, охотно и с любовию приемлем, преподая им слово Божие
в том уповании, что, хотя и сам не исполняю его, но, по благодати Христовой и
по молитвам получивших от слова пользу, возмогу уподобиться тем, которые,
погрязнув в тине, как говорит Св. Иоанн Лествичник, и ею очернившись,
извещают о сем бедственном месте проходящих, дабы они остереглися, и кои, за
такое предостережение и спасение других, и сами спасены Господом от тины
греховной. О том же (т. е. о пользе слова) Лествичник говорит так: "не будь
желчным и строгим судиею тех, кои уча словом, не вполне прилежат об
исполнении: нередко недостаток дела восполняется назиданием в слове". И
Святый Максим говорит: "страшась греха сами, всячески да отвращаем от него
(других), хотя больше между нами таких, которые много глаголют в научение,
но мало творят то, чему поучают".
5. Вопр. Что повелевает авва Нил брату в том случае, если он нарушить
преданныя ему заповеди?
Отв. Исповедать согрешение свое настоятелю. "Если кто либо из братии, учит
преподобный, по причине нерадения и безпечности нарушит что-либо от
заповеданнаго ему, то долженствует исповедать сие настоятелю, который, по
долгу своему, да подаст ему приличное врачевание и проступок исправит. И
всякое согрешение, в келлии ли, или вне оно содеяно будет, надлежит
заглаждать исповедию. Великую должно иметь осторожность и великое тщание
к хранению заповедей иночества наипаче тому брату, который выходить из
келлии. Многие не любят и отвращаются отсечения воли своея Бога ради; но
каждый ныне усильно желает жить и вести себя по своему разуму и воле. Вот
что о таковых сказано в божественной Лествице: "лучше отогнать от обители
преслушнаго послушника, нежели допустить его пребывать в своеволии: ибо
удаляя его можно привести к смирению и благопокорливости, внушив ему
отсекать свою волю. А кто под видом человеколюбия снисходит к таковым
(самоволам), тот их доводит до того, что они, во время исхода (из сея жизни),
ужасно его проклинать станут."
6. Вопр. Что авва Нил заповедует о трудах телесных?
Отв. Они необходимы во всяком месте на земле, не исключая и пустыннаго
иночества. "От Святых Отец строго предано нам, говорит преподобный Нил,
чтобы дневную пищу и все для нас благопотребное, и Господу и пречистой Его
Матери непротивное, мы прибретали своим рукоделием и работою.--
Не делаяй бо, говорит Апостол, да не яст (2 Сол. 3, 10): ибо жительство наше
и содержание главным образом зависят от сего способа. Труд же и рукоделие
должно совершать под кровом (в ограде). Впрочем, по требованию нужды,
Отцы Святии благословляют и похваляют работу и на открытом месте
(наяснине), наприм. волов пасти, землю орать и иныя хозяйственные занятия;
но труды сии, похвальные и надобные для общежития, послужили бы в укор для
пустынническаго отшельничества. Ежели по немощи нашей, или по иной
благословной вине, не можем содержать себя трудами своими, то не
возбраняется взимать от христолюбцев милостыню, соразмерно впрочем потребе,
а не излишнюю".
7. Вопр. От каких пороков авва Нил остерегает стяжавающих пропитание своим
трудом?
Отв. Наипаче от чуждоприсвоения. "Стяжания, приобретаемыя с насилием и
чужими руками, отнюдь не должно принимать нам, но да отреваем таковыя, как
некий яд смертоносный. Без сего, как, будучи страстны и порабощенны, можем
исполнить заповедь Господа, глаголющаго: хотящему судитися с тобою, и ризу
твою взяти, отпусти ему и срачицу (Mф. 5, 40)? Покупаем ли что на потребу
нашу, или продаем свое рукоделие, да блюдемся, чтобы не ввести брата в
убыток: лучше самим потерпеть ущерб и лишение. Также и работающих у нас,
если случатся, мирян, не только да не лишаем заслуженной платы, но дадим им
и сверх должнаго доброхотно, и отпустим их с миром и благословением".
8. Вопр. Что заповедает авва Нил о том, в каком количестве благословлено
иноку иметь что либо из житейских потребностей? И обязан ли инок к
подаянию милостыни?
Отв. Излишнее отнюдь не подобает нам имети. "А дать просящим и не отказать
заемлющим,-эта заповедь, по словам Св. Василия Великаго, относится к лукаво
скрывающим свои достатки. Имеющий не более того, сколько потребно, не
обязуется к подаянию, и когда скажет: "не имею, что дать:" он не солжет,
говорит Св. Варсонофий великий. Истинный инок не подлежит долгу - творить
милостыню; ибо откровенным лицем (чистосердечно) он может сказать; се мы
оставихом вся, и в след Тебе идохом (Матф. 19, 27). Сообразно с сим пишет и
святый Исаак: "нестяжание таковых (все оставивших) -выше подаяний".
9. Вопр. Нет ли у иноков своего рода милостыни?
Отв. Есть: милостыня иноческая. "Она, как определяет преподобный Нил, в том
состоит, чтобы словом оказать помощь брату во время нужды, и утешить его в
скорби духовным разсуждением и беседою. Но и сие дело есть не всех иноков, а
могущих и способных. Новоначальным же вменится вместо милостыни
претерпение скорби, обиды и укорения от братии. Вот душевная милостыня! И
она столько же выше телесной, сколько душа важнее и преимущественнее тела,
говорит Святый Дорофей". Если же придет какой-либо странник, то должно его
успокоить, по силе нашей и возможности, и потом, дав ему, если требует, на
благословение хлеба, отпустить его".
10. Вопр. Что авва Нил завещал об исхождении из обители?
Отв. Отвергать самоволие. "Выходить из обители нашей должны братия не
просто, не самовольно, и не как вздумается, но только по требованию
послушаний и нужд. Безвременно же и без благословной вины исходить нам из
келлий наших не подобает, говорит Св. Василий Великий. Настоятель обязан и
распределять благоразумно занятия братству, и разрешать, когда и кому
надобно, исходы из обители. И тот брат, котораго посылают куда-либо, да не
отрицается от послушания ради Господа; и да блюдется, чтобы, при исполнении
возложеннаго, не впасть в нерадение об умном своем делании; но да пребудет
тверд и непреложен, ограждаясь страхом Божиим и многим трезвением. Чрез
это он принесет пользу себе и всем тем, с кем он находится".
11. Вопр. Что авва Нил внушает о собеседовании?
Отв. Да будет оно всегда назидательно. "В келлии наши братия (бывшие на
труде, вне обители), равно как и странники, говорит Св. Нил, долженствуют
вносить не иныя какия слова и беседы, разве споспешествующия к созиданию и
исправлению душ наших и показывающия, что говорящий говорит со
благодатию и с силою духовною. И сие все, что написую в наставлении сем,
хощу, да исполняется не только при жизни моей, но и по смерти".
12. Вопр. Что авва Нил постановляет о помыслах и страстях?
Отв. Чтобы они никогда не были укрываемы. "Не подобает нам сокрывать своих
помыслов и страстей, но ежедневно да открываем совесть свою настоятелю, и
все, что он заповедает и что служит к благоугождению Богу и на пользу души,
да исполняем с верою. Ничто столько не пользует инока, как повседневное
исповедание, говорят Святые Отцы".
13. Вопр. Какое наставление об украшении церковном оставил авва Нил?
Отв. Высокое, от Златоуста занятое, но не для всех удобоприятное. "Об
украшении церковном пишет Святый Иоанн Златоустый: если кто просит совета
касательно пожертвования в церковь сосудов сребряных, или иного какого дара:
то повели ему раздать нищим. Ибо никто никогда не был осужден за
неукрашение церкви". И прочия святые так же учат. А преподобная мученица
Евгения и вовсе не приняла принесенные ей священные сребрянные сосуды, по
той причине, что, как сказала преподобная, инокам стяжавать сребра не
подобает. Посему и нам иметь сосуды сребрянные и златые, даже и священные,
не должно, равно как и прочее излишнее украшение: токмо то в церковь да
приносится, что потребно.
Великий же Пахомий не хотел, чтобы и самое здание церковное было украшено.
Соорудил он в обители, что в Мохосе, церковь и поставил в ней колонны
благолепно и с немалым искусством. Потом, разсудив, что пустынному иноку
неприлично (не лепо) любоваться делом рук человеческих и виличатся красотою
зданий своих, он взял вервие, обвязал им колонны и приказал братии тянуть
изо всей силы дотоле, пока колонны пошатнулись и сделались безобразными.
При чем он изъяснил, что это для того, чтобы ум не поползнулся от хитростной
хвалы и не сделался добычею диавола: ибо много у него коварств. Если же сей
великий Святый так разсудил и так поступил: то кольми паче нам в подобных
вещах должно блюстися и бояться: ибо мы немощны, и страстны и умом
удобопоползновенны".
14. Вопр. Что заповедует авва Нил о пище и питии?
Отв. Всевозможную умеренность. "Пищи и пития да употребляем не более, как
для поддержания своего тела, всегда памятуя пользу души; пресыщения же и
сластолюбия да бегаем. Наипаче же никакого пития (напитка) да не приемлем
до излишества и пиянства. Здравые и юные да утомляют тело постом, жаждою
и трудом, сколько можно; старые же и немощные пусть упокояют себя мало".
15. Вопр. Что авва Нил повелевает о келлиях вне и внутри их?
Отв. Нищету. "Не подобает нам в келлиях наших иметь сосуды многоценные и
украшенные. Равно строения келлий и прочия принадлежности жительства
нашего-все должны быть небольшой ценности и некрасивыя. Все у иноков
должно быть самое простое и везде удобно приобретаемое, говорит Великий
Василий".
16. Вопр. О женском поле что авва Нил заповедует?
Отв. Невходность. "Женщинам входить к нам в скит не допускается. Даже
безсловесных каких либо женскаго пола не должно иметь нам для работ, или
для иной потребности. Это возбранено нам. И отроков для прислуг не держать.
И всякаго лица красиваго и женовиднаго да блюдемся".
17. Вопр. Как авва Нил определяет цель и сущность своего к братии заветнаго
писания?
Отв. Цель и сущность писания сего, говорит он, в том состоит, чтобы показать,
как иноку, желающему истинно спастися в настоящее время, подобает
совершать свое делание, сообразуя, елико можно, внутренния и внешния свои
упражнения с Писаниями божественными и с подвижническим житием Святых
Отец, да тако, исполнив повеленная нам, получим жизнь вечную о Христе
Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает честь, и слава, и поклонение, со Отцем
и Святым Духом, ныне, и присно и во веки веков, аминь.