55. Вопр. В чем, по учению Св. Отец, преподобный Нил поставляет сущность
или главизну жития иноческаго?
Отв. "Сущность или главизну жития нашего Отцы поставляют в том, чтобы
всегда во всех делах, во всяком начинании, душею и телом, словом и делом, и
помышлением, сколько в нас есть силы, пребывать в деле Божием, с Богом и в
Боге, говорит блаженный Филофей. Как, живя в мире, мы были порабощены
всем умом и всеми чувствами греховной прелести: так, по вступлении в жизнь
по Бозе, подобает нам, всем умом и всеми чувствами, работати Богу живому и
истинному, сообразуяся с Его истиною и волею, исполнять Его святыя заповеди
и удаляться всячески от всякаго дела Богу неугоднаго, по сему слову Писания:
ко всем заповедям Твоим направляхся, и всяк путь неправды возненавидех
(Псал. 118, 128)".
56. Вопр. В какой раздельности преподобный Нил выясняет предметы
иноческаго дела?
Отв. "В следующей: а) после сна: от сна востав, первее возблагодари Бога и
излей пред Ним свои чувствования, и потом совершай сии дела: молитву, пение,
чтение, рукоделие и, какое понадобится, поделие (что-нибудь между делом). Ум
же свой надлежит иметь постоянно утвержденным в благоговейном
расположении и в богомыслии; и все делать ко благоугождению Богу, а не из
тщеславия и по человекоугодию, твердо ведая, что Господь- всегда с нами, везде
сый и вся исполняяй (*). Ибо Тот, Кто даровал нам ухо, все слышит; и Кто
создал око, все видит. б) О собеседовании. Если случится с кем либо беседовать,
беседа твоя да будет богоугодна, с опасливым хранением от роптания,
осуждения, празднословия и любопрения. в) О пищи и numиu. И сие (вкушение
их) со страхом Божиим буди. г) О времени сна. Во время сна всевозможно
старайся хранить себя душевно - в благоговейном настроении мыслей (внутрь
мысление благоговейне), вне - все члены свои в благоприличном положении
(благосопрятанне). Ибо кратковременный сон сей есть образ долгаго сна, т. е.
смерти, и возлежание на одре изображает положение во гробе. И при всем этом,
Бога пред очами своими всегда да имеем, по примеру Давида, сказующаго о
себе: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не
подвижуся (Псал. 15, 8). Кто так поступает, тот всегда в мо-литве состоит. д)
О труде телесном. У кого тело - здраво, тому надлежит утомлять и упражнять
его постом, бдением и занятиями, требующими труда и усилия. Так, например
поклонами, или рукоделиями тяжелыми должно утруждать тело, да будет оно
порабощено душе и да избавимся от страстей благодатию Христовою. Буде же
немощно тело, следует подкреплять его, сколько то потребно. е) О непрестанной
молитве. О молитве же никто да не вознерадит - ни здравый, ни
немоществующий... Ибо телесный труд в должной мере требуется от тех, кои
имеют здравое и крепкое тело; мысленное же дело инока, состоящее в том,
чтобы ум иметь в богомыслии и в памятовании о Боге, и чтобы крепко держать
себя в любви Божией,-сие дело на всех лежит неотложно, не исключая лежащих
в тяжкой болезни. ж) Об отношении к ближним. К ближним нашим, по
заповеди Господа, да имеем любовь: и если они близки к нам, да явим ее словом
и делом, если сие не нарушит любви Божией. А когда далече они, то да
простираем духом любовь свою к ним, изгоняя из сердец своих всякое
злопомнение о них, смиряя и преклоняя души свои пред ними и исполняясь
желанием послужить им благоусердно. Если Господь узрит нас таковыми: то и
прегрешения нам простит, и молитвы наши, как благоуханное приношение,
приимет, и милости свои преизобильно на нас излиет(**).
(*) Слова известной молитвы к Св. Духу.
(**) Преподобный Нил, говоря о высоком благе молитвы, не оставил без
наставления и тот промежуток времени, который бы нам можно было
употребить для принятия пищи, пития, и т.п. "даже, говорит он, и в нужней
потребе ум сокровенне да поучается: ибо и сие страхом, подобает исполнять"...
57. Вопр. Как заключает преподобный Нил сказанное им в предъидущих главах
своих?
Отв. "Вот, говорит он в заключение сказаннаго, бдагодатию Божиею изъяснили
мы кратко от Святых Писаний, в чем состоит мысленное делание (инока): как,
т. е. различны вражии возстания и брань, которыя сретает он во время своего
подвига; какое с его стороны потребно противоборство, и что самый
благонадежный способ сего противоборства хранить сердце свое в молитве без
всяких помыслов. Изъяснив отчасти силу и действие всего этого, мы дерзнули
указать святыя сказания о том, какой благодати сподобляются те, кои проходят
путь сей самым делом, а я недостоин и прикоснуться к таковым. Еще сказано
нами о том, чем наипаче может укрепляться труждающийся в духовной
деятельности, и сколь нужно всевозможное трезвение и бодренное житие тому,
кто стремится достигнуть драгоценнейшаго венца своих побед - безмолвия ума и
молитвы истинной.