58. Вопр. Каким образом должно, по наставлению преподобнаго Нила, вести
брань с лукавыми помыслами?
Отв. "По учению Отцев, говорит преподобный Нил, различным образом ведется
война и одерживается победа в борьбе с лукавыми помыслами, смотря по мере и
степени подвизающагося, именно: чрез молитву на помыслы, чрез пререкание
им, и наконец чрез уничижение их и отриновение. Уничижать, подавлять и
отревать помыслы могут совершеннейшие, противуотвещать - преуспевшие.
Новоначальным же и немощным надлежит молиться против них и переводить, т.
е. превращать лукавые помыслы на добрые. И это есть, по слову преподобнаго
Исаака, подукрадати страсти в образе добродетелей.
Итак, когда нас обуревают помыслы, так, что мы не в состоянии бываем
совершать молитву (правило) в мире и тишине внутренней: тогда надобно
молиться, на них (именно) и прелагать лукавые на полезные. А как молиться
именно на тот или другой помысл, и как прелагать злый на добрый, о семь
представим Святыя Писания".
59. Вопр. Сколько главных страстных помыслов исчисляет преподобный Нил? И
как они у него называются?
Отв. "Восемь - главных страстных помыслов или страстей, от которых
рождается множество других, и кои суть: 1) чревообъястный, 2) блудный, 3)
сребролюбный, 4) гневный, 5) печальный, 6) уныния, 7) тщеславный и 8) гордостный.
Так как Отцы на первом месте поставили помысл чревообъястный: то и мы о
нем скажем прежде, дабы нам, неразумным, не переменять чина премудрых.
Пример Святых Отцев да послужит нам руководством".