ПОСЛАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО
Церковнославянский текст
Русский перевод
I. Послание великого старца пустынника к брату, вопросившему его о помыслах
Похвальное желание проявил ты, о возлюбленный,- хочешь слышать слово Божие на утверждение себе, на сохранение от зла и поучение ко благу. Но надобно бы было тебе поучаться этому от верно разумеющих. Ты же требуешь сие от меня, неразумного грешника. Ибо я и среди поучающихся непотребен. Из-за этого долго не хотел браться за это писание и отлагал его, не потому, что не хотел послужить твоему благому произволению, но ради неразумия и грехов моих. Ибо что я могу сказать, не сотворив сам ничего благого? И что за разум у грешника - одни грехи. Но поскольку много раз понуждал ты меня на это, дабы писать мне тебе слово для созидания добродетелей, и я дерзнул написать тебе то, что выше меры моей, ибо не мог презреть прошение твое, чтобы не оскорбить тебя более.
Вопрошание же твое - о находящих помыслах тяжкого мiрского жития. И сам ты, имея опыт искушения, разумеешь, сколько скорби и развращения имеется в мiре сем мимоходящем, и сколько злодеяний сотворяет он любящим его, и как смеется он над посмертной судьбой работавших на него; кажется сладок, когда ласкает вещами, но впоследствии оказывается горьким. Ибо чем более [люди] стремятся стяжать мiрские блага, тем более попадают под власть мiра [сего] и тем более возрастают скорби, порождаемые им. И думают [они], что мiр благ, но он благ лишь по своей видимости, а внутри же исполнен многого зла: но тем, кто имеет разум истинно благой, мiр сей явно раскрывает свою сущность, да не возлюбят они мiр.
По скончании же жизни сей что происходит? Утверди свою мысль в сказанном. Если кто славу, и честь, и богатство имел, не все ли они обратились в ничто? Как тень мимо прошли, и как дым исчезли? И многие из тех, кто обращался к вещам мiра сего и любящих его во время юности и благоденства своего, были скошены смертью своей как цветы полевые и не по своей воле отведены были отсюда. А когда пребывали в мiре сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пытаясь найти способы стяжания прибытков мiра сего. Они совершенствовались в учениях, которые приносят венцы славы в веке сем преходящем. И хотя все это они получили, но будущим и нескончаемым блаженством пренебрегли. Что можно сказать о людях сих? "В целом свете нет безумнее их", - как говорил некий премудрый святой старец?
Бывают люди и более благоговейные, которые чрез хранение ума своего в помышлениях желания спасения души, чрез борение со страстями; они подражают примерам добродетели, желая отделить себя от мiра сего, но не могут вырваться от сетей его.
Тебя же возлюбил Бог и изъял из мiра сего, и поставил тебя на служение Себе, по милости и благоустроению Своему. Того ради должен ты премного благодарить милость Его, и творить все, что по силам, ко благоугождению Его, и ко спасению души своей, старое забывая, как непотребное, устремляясь же к новым добродетелям, ибо благоприятны они для стяжания жизни вечной; с радостью стремись к почестям вышнего звания, которые достигаются подвизающимися во имя небесного отечества. А то, что ты говорил мне о помыслах нечистых, которые насылает враг душ наших, о том не сильно скорби и не ужасайся. Ибо не только нам, немощным и страстным, от них постыжение бывает, как говорят отцы, но и пребывающим в преуспеянии и в житии достохвальном, и благодати духовной отчасти сподобившимся. У них же бывают борения многие с таковыми помыслами, и подвиги великие они совершают, и с помощью благодати Божией едва отгоняют помыслы сии, стремясь всегда отсекать их.
И ты утешайся этим, но тщательно отсекай лукавые помыслы, всегда побеждай их молитвой: Господа Иисуса призывай. Этим призыванием отгонишь их, и скоро отойдут, как говорил Иоанн Лествичник: "... Бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле" (Лествица 21, 7). Если же сильно укрепились ратующие против тебя, то, возведя очи на небо и воздев руки, усердно произноси с умилением молитву: "Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; Ты, Господи силен еси и Твой есть подвиг, Ты ратуй за нас и победи, Господи" (ср.: Пс. 6, 3; Лествица 15, 80). И если молитву сию будешь творить неленостно, всему научишься и будешь знать, как силою Всевышнего все искусы побеждаются. Твори же какое-нибудь рукоделие: ибо этим лукавые помыслы отгоняются, таково было откровение ангельское, переданное некоему из великих святых (ср., напр., Древний патерик: Преп. Антоний Великий, 75). Учи также из писания наизусть, прилагая к сему свой разум полагая, ибо это сохраняет нас от нашествия бесовского. Это было открыто святым отцам. Ограждай себя от слышания и лицезрения бесед неподобающих, порождающих страсти и укрепляющих нечистые помыслы, и Бог поможет тебе.
Страхования (страхи) же, о которых ты пишешь,- это младенческое обыкновение немужественных душ; тебе же это не свойственно. И когда находят эти страхования на тебя, борись [с ними], чтобы не возобладали они над тобой, утверди сердце свое в уповании на Бога, и говори себе так: “Имею Бога, Который хранит меня, без воли Его не может никто ни в чем повредить мне. Если же попустит Он мне пострадать, то я безропотно принимаю это и не хочу препятствовать исполнению воли Его, ибо Господь знает более меня и желает мне добра. За все это благодарю я благость Его”. И так, по благодати Божией, будешь иметь благое дерзновение. На страхования же всегда вооружайся молитвою; и если в каком-либо месте найдут они на тебя, то еще более приложи старание, и, сложив руки крестообразно, Господа Иисуса призывай. С помощью Всевышнего, "не убоишися от страха нощнаго и от стрелы, летящия во дни" (Пс. 90, 5). Вот то, что имеет отношение к страхованиям.
И о всем прочем похвальном, честном и добродетельном помышляй и таковые дела твори; будь мудр на благое; всякую же злобу ненавидя, пребывай в послушании [духовному] наставнику и прочим отцам в Господе во всяком деле благом. Службу же, которую ты ныне несешь, или иную - в будущем, исполняй охотно, тщательно и благообразно, как служение Самому Христу; ибо ты совешаешь служение для святой братии. Если придется тебе произносить слово, задавать вопрос или отвечать кому-либо, делай это благочестиво и доброжелательно, с любовью духовной и с истинным смирением, без лености и не обижая брата. Имей общение с благоговейными отцами, но лишь в надлежащее время и в меру. Творящих же иное избегай.
Храни же себя и старайся не укорять и не осуждать никого ни в чем, даже если и увидишь что-либо не благоугодное. Но вини во всем самого себя, грешного и непотребного.
Если будет нужна тебе что-либо от настоятеля или прочих назначенных и имеющих к этому отношение отцов, то прежде помолясь, подумай, полезно ли это тебе, и лишь затем спрашивай. Если же прошение твое не будет удовлетворено, даже если и казалось тебе оно благим, не скорби и не ожесточайся, но прояви долготерпение, соблюдая [внутреннюю] тишину и смиренно ожидая. И если будешь стремиться ко благоугождению Божию и ко спасению души своей, то в надлежащее время подаст тебе Бог руку помощи и откроет ближним Свою волю, дабы подать потребное тебе.
Будь же усерден к слушанию Божественных писаний, и этими словами как водой живой напояя свою душу, стремись к посильному исполнению их. Старайся также повиноваться тем, кто разумеет Божественные писания, кто обладает мудростью духовной и славится добродетельным житием, и подражай им в жизни своей.
Терпение имей в скорбях и за оскорбивших тебя молись, как за своих благодетелей.
И еще раз говорю: разумей Божественные писания, повествующие о благодеяниях Божиих, о том, как с древних времен святые, творившие правду, получали обетования (Евр. 11, 33), ходя по путям добродетелей; не только беды и скорби претерпели, но крестом и смертью сопровождалась стезя их. Это знамение любви Божией, когда скорби приходят человеку от делания правды, и это дар Божий, свидетельствует апостол, сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1, 28-29). Ибо через это человек становится как бы соучастником страстей Христовых и подобен святым, претерпевшим скорби за Имя Его, и именно так благословит Бог любящих Его, посылая им искушения скорбей. И тем отличаются возлюбленные Божии от прочих - они пребывают во скорбях; любящие же мiр - в обжорстве и покое веселятся. Это путь правый, претерпевать искушения скорбей за благочестие и, наставляя на этот путь, Бог приводит страдальцев Своих в жизнь вечную. Сего ради подобает нам с радостью шествовать непорочно этим путем, исполняя заповеди Господни и благодаря Его всем сердцем за то, что ниспослал нам благодать сию, возлюбив нас. Будем беспрестанно молиться о благодати Его и хранить память о скончании жизни своей скорбной и о бесконечном блаженстве будущего века. И Бог всякой радости и утешения подаст покой сердцу твоему и сохранит тебя в страхе Своем, по молитвам Пречистой Богородицы и всех святых.
Не забывай меня, грешного, в молитвах своих, ибо я лишь свидетельствую о добром, но отнюдь не исполняю сего, да избавит меня Господь от нечистоты грехов.