ПОСЛАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА СОРСКОГО
Церковнославянский текст
Русский перевод
II. Послание того же старца Нила иному [брату] о пользе
И во время наших бесед [лицом к лицу], и в своих посланиях ты, святыня твоя честнейший отче, обращался ко мне и просил от моей худости написать тебе слово полезное, служащее для благоугождения Божия и для пользы души. А я - человек грешный и неразумный, всеми страстями побеждаемый, и боюсь взяться за это дело. Потому я отказывался и откладывал его. Но ради духовной твоей любви дерзаю, выше меры моей, написать тебе подобающее, чтобы и ты смог убедиться в моем недостоинстве.
Вопрошание твое первое:
О помыслах блудных и как сопротивляться им? Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига - души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов - пребывать в целомудрии и чистоте. Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу. Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мя ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (см. Пс. 16, 9 и Пс. 31,7). Иной же из отцов говорит: Боже, в помощь мою вонми, и так далее (Пс. 70, 12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: "Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас" (см., например, Пс. 117, 15-16),- и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 3). Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, ты познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы. Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые пораждают страсти и восстанавливают [против нас] нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается [борьбы с блудными помыслами].
Второе же вопрошание твое о хульном помысле.
Этот помысел - бесстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым [в вере]; и не только ныне, но и издревле так было - являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного сего духа так: "Отъиди от мене, сатано; Господу Богу моему поклонюся, и Тому единому послужу; тебе же - хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя”.
Если и после этого докучает этот помысел бесстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего. Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23, 34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26, 199; 30, 14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы.
Третий вопрос.
А то, что ты стремишься оставить мiр сей, то такое усердие твое во благо. Старайся исполнить это на деле. Ибо это вымощенный золотом путь к вечной жизни, которым шли преподобные отцы, познавшие премудрость. Особенно же важен исход из мiра для тех, кто привязан к мiру сему. Если не изыдет он из мiра, от его образов и начертаний, бывших у него прежде от слышания и видения мiрских вещей, то мiрские образы и начертания снова возрождаются, и не может человек трезвенно пребывать в молитве и Божией воле поучаться.
Тот же, кто желает поучаться благоугождению Божию, должен оставить мiр. Избегай обычных своих собеседников, рассуждающих о мiрском и пребывающих в иных мiрских попечениях, таких как преумножение монастырского богатства и стяжание имений. Ибо кажется им, что творят они сие во имя благодати, но, по незнанию Божественных писаний или в соответствии со своими пристрастиями, представляют, что они живут добродетельно. Ты же, человек Божий, таких людей избегай; не подобает их ни обвинять, ни поношать, ни укорять, но все это оставлять на волю Божию, ибо силен Господь исправить их.
Сохраняй себя всячески от поспешного осуждения, ибо поспешность эта, как написано, подобна огню великому, от лица которого все бегут. И отвращайся от лицезрения имущества братьев твоих и их деяний и от слышания секретов их, ибо это опустошает душу от всякого блага и заставляет тебя обращать внимание на недостатки ближнего, оставляя плач о грехах своих.
Избегай вступать в многословные беседы с братией, даже если и кажутся они полезными. Но если некий брат извещение [свыше] имеет к нам или ему действительно требуется слово Божие, или если у нас имеется таковое слово, то должны мы это слово подать ему; и не только слово Божие, по апостольскому свидетельству, но и свою душу [положить за него] (ср.: 1 Ин. 3, 16). Поступающих же так держись и таковым в их деланиях способствуй, ибо они духовно мудрствуют и являются чадами тайн Божиих. Иные же беседы, даже и редкие, иссушают цветы добродетелей, которые раскрываются от безмолвного жития и украшают своим ароматом и свежестью сад души, насажденный на водах покаяния, как говорил мудрый святой (Григорий Синаит, PG 150, 1333 D).
[Четвертый вопрос].
Ты спрашиваешь [также], как не cойти c истинного пути. Дам тебе следующий благой совет. Положи себе, как заповедь, законы Божественных Писаний, Писаний истинных, Божественных, и исполняй их. Ибо [различных] писаний много, но не все из них Божественны [от Бога исходят] происхождение. Ты же испытав их надежность и истинность, (держись) их и бесед разумных и духовных мужей, ибо не все, но лишь разумные понимают истинность Писаний, и без свидетельства Писаний не совершай ничего. Как и я свидетельствую тебе о себе, ибо любовь твоя по Богу делает меня настолько безумным, что я говорю о себе; но как сказано: таинства моя любящим мя открываю, потому я свидетельствую тебе о сем и говорю. Я же ничего не творю без Божественных писаний, но, следуя святым писаниям, творю посильное. Если же предстоит мне что-либо, исследую прежде Божественные писания, и если не нахожу там подтверждения своим мыслям к начинанию дела, то откладываю его, пока не найду. Когда же найду, то действую с благим дерзновением, по благодати Божией. Своим же разумом ничего не смею совершать, ибо невежда я и поселянин.
Так и ты, если желаешь, совершай все согласно святым писаниям и с разумением старайся исполнять заповеди Божии и предания святых отцов. И если житейские волнения мешают стремлению сердца твоего, не страшись, ибо ты имеешь утверждение на несокрушимом камне заповедей Господних и ограду в преданиях святых отцов. И во всем будь ревнитель того, что ты видел и слышал в писаниях святых, о которых имеется свидетельство их [благочестивого] жития и мудрости и которые право шествовали по пути [спасения]. И, написав это в сердце своем, следуй неуклонно по пути Божиему и, по благодати Божией, не заблудишься [и не уклонишься] от истины. Ибо написано, что не может мудрый и благочестиво живущий погибнуть (Ср.: Сир. 39: 7-12). Но те, которые растленным умом [пытаются] творить слово Божие, погрешают и [уклонились] от правого пути.
Иди же вперед и, положив руку на плуг Господень, не оборачивайся назад, и так достигнешь Царствия Божия. И старайся, приняв в сердце семя слова Божия, не превратить сердце свое ни в обочину дороги, ни в камень, ни в терние, но [соделать его] доброй землей, принося многократный плод в святости души своей (ср.: Мф. 3: 13-23).
Да возрадуюсь я, благодаря Бога, когда увижу, что ты воспринял слово Божие с разумением и явил добродетели, достойные похвалы, что ты, услышав слово Божие, сохранил его [в сердце своем]. Прошу тебя, Господа ради, молиться за меня грешного, говорящего тебе [слова] благие, но отнюдь не исполняющего их.
Бог же, творящий [дела] преславные и подающий всякое даяние [благое] благочестиво исполняющим волю Его, да подаст тебе разум и утверждение творить волю Его святую, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, ибо благословен Он во веки [веков]. Аминь.